Работа наставника сопряжена не только с раскрытием трудового потенциала практиканта с инвалидностью, но и вовлечением его в социокультурный аспект предприятия.

Организационный фактор — основан на понимании и принятии инвалидом своего организационного статуса в качестве работника предприятия (с вытекающими обязанностями), структуры организации и существующих в ней механизмов управления.

Роль наставника: 

  • познакомить работника с производственным процессом, рабочим местом и правилами поведения 
  • объяснить должность и функции административных лиц

Социально-психологический фактор — принятие лицом с инвалидностью новых норм взаимоотношений, поведения в выбранной организации, приспособление к новому социальному окружению. 

Роль наставника: 

  • рассказать работнику о традициях в организации 
  • познакомить с коллегами по подразделению и людьми из других подразделений 
  • показать взаимосвязь действий различных участников производственного процесса
  • совместно выработать простые и выполнимые правила поведения работника в трудовом коллективе, объяснить их целесообразность и непреложность 
  • обсудить возможные преимущества работы на предприятии 

Профессиональный фактор — формирование профессиональных компетенций и навыков сотрудничества работника с другими участниками процесса до уровня, необходимого для исполнения функциональных обязанностей на технологически необходимом уровне. 

Роль наставника: 

  • объяснить технологию и сформировать у работника навыки выполнения трудовых операций
  • объяснить требования к качеству выполнения операций, критерии эффективности труда 
  • показать цепочку операций внутри технологического процесса

Форма проведения наставничества

На первых этапах — индивидуальное, репетиторское обучение и обсуждение поведенческих ожиданий между обучаемым и наставником. На более поздних стадиях возможны и групповые формы обсуждения. У одного наставника может быть несколько учеников, с которыми он волен встречаться одновременно или по очереди. Общее число обучаемых — не более 3-5 человек.

Длительность наставничества

Решение принимается полностью теми, кто непосредственно участвует в процессе: наставником, администрацией предприятия и самим обучаемым.

Практика коммерческих организаций — 2-3 месяца. Если предприятие интеграционное, срок может быть продлен до полугода и более, вплоть до перехода работника на другую работу.