Организация работы трудовых наставников на рабочих местах
Работа наставника сопряжена не только с раскрытием трудового потенциала практиканта с инвалидностью, но и вовлечением его в социокультурный аспект предприятия.
Организационный фактор — основан на понимании и принятии инвалидом своего организационного статуса в качестве работника предприятия (с вытекающими обязанностями), структуры организации и существующих в ней механизмов управления.
Роль наставника:
- познакомить работника с производственным процессом, рабочим местом и правилами поведения
- объяснить должность и функции административных лиц
Социально-психологический фактор — принятие лицом с инвалидностью новых норм взаимоотношений, поведения в выбранной организации, приспособление к новому социальному окружению.
Роль наставника:
- рассказать работнику о традициях в организации
- познакомить с коллегами по подразделению и людьми из других подразделений
- показать взаимосвязь действий различных участников производственного процесса
- совместно выработать простые и выполнимые правила поведения работника в трудовом коллективе, объяснить их целесообразность и непреложность
- обсудить возможные преимущества работы на предприятии
Профессиональный фактор — формирование профессиональных компетенций и навыков сотрудничества работника с другими участниками процесса до уровня, необходимого для исполнения функциональных обязанностей на технологически необходимом уровне.
Роль наставника:
- объяснить технологию и сформировать у работника навыки выполнения трудовых операций
- объяснить требования к качеству выполнения операций, критерии эффективности труда
- показать цепочку операций внутри технологического процесса
Форма проведения наставничества
На первых этапах — индивидуальное, репетиторское обучение и обсуждение поведенческих ожиданий между обучаемым и наставником. На более поздних стадиях возможны и групповые формы обсуждения. У одного наставника может быть несколько учеников, с которыми он волен встречаться одновременно или по очереди. Общее число обучаемых — не более 3-5 человек.
Длительность наставничества
Решение принимается полностью теми, кто непосредственно участвует в процессе: наставником, администрацией предприятия и самим обучаемым.
Практика коммерческих организаций — 2-3 месяца. Если предприятие интеграционное, срок может быть продлен до полугода и более, вплоть до перехода работника на другую работу.