Супервизию как процесс, направленный на обеспечение безопасного и эффективного предоставления услуг психологического консультирования и повышения профессиональной компетентности, должен регулярно проходить каждый практикующий специалист.  

Интегрированный подход к супервизии включает несколько этапов (согласно Столтенбергу и Делуорту): 

  1. Зависимость. Супервизируемый полностью зависит от супервизора в процессе проведения работы и принятия решений. Даже после сеансов супервизии стажер не может воспользоваться обратной связью своего супервизора, опасаясь, что он сделает что-то не так. Часто стажеры не могут использовать заметки, сделанные во время супервизии, поскольку затрудняются интегрировать полученную информацию применительно к фактической работе с инвалидами. 
  2. Конфликт зависимости-автономии. Стажер делает успехи, начинает мыслить независимо и принимать решения по ходу проведения консультирования самостоятельно в рамках реального времени, но все же может испытывать неуверенность и зависимость от супервизора. 
  3. Условная зависимость. Нарастает профессиональное самоопределение стажера, он чувствует себя более уверенно в рамках выполняемой работы, однако, испытывает периоды сомнений в своей способности эффективно поддерживать участников своих групп. 
  4. Мастер консультирования. Финальная стадия процесса супервизии, когда стажер испытывает чувство профессиональной компетентности, способен успешно инкорпорировать теорию и практику, и чувствует себя достаточно подготовленным для того, чтобы работать независимо. 

Этапы супервизии совпадают с этапами тренинговой работы. Ведущим тренинги специалистам проще рефлексировать этапы, на которых в данный момент находятся их группы. 

Механизмы обучения, которые являются частью процесса супервизии

  • Ролевое моделирование: ученик наблюдает, а затем учитывает и применяет то, что видел и слышал в своей практике. Годы спустя этот специалист может вспомнить своего супервизора и подумать: «А как бы он справился с этим?» Ролевое моделирование может быть преднамеренным и непреднамеренным. В числе прочего оно включает отношение супервизора к профессии, его понимание того, что значит быть профессионалом.
  • Прямая инструкция: дидактическое обучение, когда руководитель непосредственно учит концепции, демонстрируя либо рассказывая.
  • Обратная связь. Неадекватная или плохо сформулированная обратная связь — одна из наиболее частых жалоб на супервизоров. Обратная связь должна быть прямой, ясной и конкретной. Также она может быть непреднамеренной: например, интонация, мимика, жесты. 
  • Критическое отражение. Супервизор анализирует триггерные события: что-то непонятное, неожиданное, вызвавшее негативные эмоции супервизируемого в процессе его работы, чтобы прийти к пониманию того, что происходит и как реагировать на это.

Факторы, влияющие на качество отношений супервизируемого и супервизора 

  • Культура
  • Пол
  • Раса / этническая принадлежность
  • Стиль супервизора
  • Механизм супервизора
  • Этическое поведение супервайзера
  • Личности обеих сторон
  • Профессионализм супервизора

Функции супервизора:

  1. Мониторинг психологического состояния клиентов супервизируемого
  2. Поддержка профессионального роста супервизируемого
  3. Содействие переходу супервизируемого от одного этапа супервизии к другому
  4. Оценка супервизируемого

Искусство и ремесло супервизии состоят в том, как выполняется каждая из этих функций в сочетании с целью супервизии: обеспечить безопасную и доверительную среду для развития компетентного специалиста.

Характеристики успешной супервизии

Прочный рабочий альянс. Рабочий альянс включает эмоциональную связь между сторонами, согласование целей и задач супервизии.

Развитие взаимного доверия и безопасности. 

  • Эмоциональная безопасность включает в себя чувство уверенности стажера в безопасности: можно поделиться не только успехами, но и грубыми ошибками и ситуациями, вызывающими замешательство в процессе работы. 
  • Физическая безопасность: как обращаться с клиническими чрезвычайными ситуациями, личной безопасностью в отношении агрессивных инвалидов и безопасностью других людей в непосредственной близости от сложного участника группы. Четкие рекомендации по управлению кризисными ситуациями имеют большое значение для повышения уровня безопасности стажера. 

Заинтересованность в супервизии и в развитии компетентного специалиста. Супервизор должен создать атмосферу поощрения сильных сторон стажера и научить его управлять своим беспокойством и тревогой, признавая, что они являются нормальной частью любого терапевтического опыта.

Супервизируемые могут также испытывать чувства гнева, страха, апатии, путаницы, сочувствия, горя, скуки, дистанцирования, безнадежности, негодования, опасения по отношению к участникам тренинговой группы. Ответственность за помощь супервизируемому в его способности справляться со всеми этими эмоциями должен брать на себя супервизор. 

Понимание теоретических и технических основ психологического консультирования и оценки компетентности стажера. В большинстве случаев консультанты уже имеют определенный опыт работы в теории и на практике, поэтому супервизор должен оценить, какие навыки следует развивать дополнительно, и какие теоретические основы следует дополнительно изучить. Как правило, большинство супервизоров обнаруживают, что опыт, который имеют стажеры, обеспечивает основу для дальнейшей работы, но оказывается недостаточным для самостоятельного консультирования и требует продолжения обучения, в том числе и теоретического. 

Раскрытие ошибок из собственной практики супервизора. Это облегчает стажеру признание его ошибок в процессе консультирования и позволяет углубить отношения. Такое самораскрытие супервизора напрямую влияет на эмоциональную связь супервизора и стажера, обеспечивая последнему чувство доверия к супервизору. 

Способность организовывать рабочий процесс и умение определять стадии, на которых находится стажер. Проходить их следует так, чтобы стажер был готов к переходу на следующую стадию и не затягивал переход. 

Стажеры испытывают сильную тревогу, поэтому задачей супервизора становится, в первую очередь, снятие этой тревоги. Для этого полезен письменный план проведения супервизии. Важно называть вещи своими именами, поэтому супервизору следует напрямую говорить со стажерами относительно испытываемой ими тревоги. Тревога в процессе супервизии — это естественная часть процесса. Как показывают исследования, стажеры предпочитают, чтобы супервизоры могли идентифицировать их тревогу и обсуждали способы снятия тревоги в разных ситуациях. 

Что необходимо оценивать? 

  • поведение психолога в отношении клиентов
  • профессиональные навыки
  • способность формулировать основные проблемы клиентов и формировать шаги по решению этих проблем
  • знание методов тестирования

Контрперенос

Контрперенос может быть: 

  • позитивным (участник группы воспринимается как привлекательный) 
  • негативным (участник группы воспринимается как отталкивающий) 

Задача супервизора — выявить мотивы и ценности психолога, которые заставляют его испытывать контрперенос. Контрперенос возникает в любом терапевтическом подходе, и все психологи испытывают эмоциональные реакции по отношению к людям, с которыми они работают. Однако, контрперенос оказывает влияние на процесс консультирования. 

Супервизор может замечать контрперенос по многим признакам. Например, излишняя ригидность стажера в отношении участников группы при проведении консультирования или при обсуждении какого-либо случая с супервизором. В таких случаях супервизор обязан заострить внимание стажера на контрпереносе и постараться вывести бессознательные эмоциональные реакции стажера в плоскость фокуса сознания. Наиболее распространенные эмоциональные реакции, сопровождающие контрперенос, это фрустрация, скука, отвращение, смущение, раздражение. Полезно начинать работу с контрпереносом, разбирая эмоциональные реакции стажера на супервизора, поскольку эти эмоциональные реакции лежат в плоскости понимания того, как контрперенос влияет на работу стажера. Дальнейшая работа с контрпереносом будет касаться уже непосредственно эмоциональных откликов стажера на участников его тренинговой группы. 

Использование технологий в процессе супервизии

Всегда очень полезно, если супервизор может видеть работу стажера непосредственно. Поэтому рекомендуется делать аудио- и видеозаписи работы. 

Просматривая видеозапись консультирования, полезно задать стажеру следующие вопросы:

  • О чем вы думали в этой части консультирования (тренинга)? 
  • Что вы чувствовали в этот момент? 
  • Как вы понимаете сейчас, почему в тот момент вы испытали эту эмоцию?
  • Давайте рассмотрим ваши действия в этот момент? Каковы были ваши намерения? Вы сделали именно то, что планировали сделать? 
  • Какими ценностями вы руководствовались, когда делали это? (Под ценностями имеются в виду этические принципы психологической практики).
  • Что вы не сказали или не сделали? 
  • Если бы вы могли повторить эту встречу, чего вы не стали бы делать? 
  • На основании какой теории или в рамках какой психологической практики вы делаете заключения о том, что происходило в процессе этого консультирования?
  • Что бы вы сделали иначе в следующий раз? Стоит ли делать что-то иначе?

Просмотр видеозаписи позволяет супервизору сделать шаг не просто в направлении содержания консультирования, но динамики процесса.

Что должен оценить супервизор

Навыки консультирования

Включают способность стажера-психолога: 

  • устанавливать доверительные отношения с участниками программы и формировать с ними рабочий альянс 
  • проявлять необходимую эмпатию к инвалидам 
  • демонстрировать заботливое отношение к ним 
  • уметь брать интервью
  • уметь работать с семьями инвалидов 
  • быть лидером в рамках тренинга
  • собрать все необходимые детали относительно истории инвалидов и проблем, с которыми они сталкиваются 
  • грамотно провести психологическую оценку
  • обнаружить ментальное расстройство и грамотно диагностировать его в соответствии с международной классификацией 
  • подобрать теоретический подход в соответствии с потребностями участников группы
  • предсказывать и предотвращать опасные ситуации, которые могут создавать участники группы 

Навыки консультирования также включают способность: 

  • построить план консультирования 
  • поддерживать непрерывность консультирования (проведения тренингов) без резких скачков
  • отслеживать содержание тренингов 
  • своевременно и адекватно реагировать на события, которые происходят в процессе тренингов 

Супервизор должен обращать внимание на детали: 

  • может ли стажер-психолог облегчать аффекты участников группы и работать с аффектами 
  • способен ли он распознавать перенос и контрперенос 
  • способен ли он бросать вызов участникам группы и принимать вызов от них
  • способен ли он адекватно вступать в спор с участниками группы
  • способен ли он мотивировать их и давать им надежду. 
  • демонстрировать способность к психологической интервенции, адекватной поставленным целям 
  • способен ли он понять, когда необходимо переходить к терминальной стадии 

Процесс супервизии

Оценка процесса супервизии включает в себя: 

  • способность обучаемого участвовать в дискуссиях
  • готовность к встречам с супервизором 
  • запрос необходимого объема помощи
  • способность интегрировать и реализовывать знания и обратную связь, полученные в процессе супервизии
  • готовность принимать конструктивную критику

Способность стажера-психолога концептуализировать случай и представить его супервизору. Формат концептуализации обычно бывает следующим (и всегда может быть модифицирован в зависимости от кейса): 

  • Идентификационные данные (возраст, пол, национальность, супружеский статус, наличие и возраст детей, опыт работы, текущая жизненная ситуация, уровень дохода и т.д., все, что может иметь отношение к проблеме)
  • Существующая проблема: включить список проблемных областей с точки зрения пациента, отметив мнение пациента относительно порядка важности их решения, указать, как долго существует проблема, как она возникла
  • История проблемы: включить полную историю и описание проблемы или проблем. Описать проблемы в том порядке, в котором они сообщались
  • Прошлая психиатрическая история (если есть): включает хронологическую историю диагностики и лечения, госпитализации, суицидальные идеи и попытки (включая средства суицидальных попыток), идеи и попытки убийства, а также принимаемые лекарственные препараты
  • История употребления алкоголя / наркотиков / Злоупотребление и лечение: включают хронологическую картину употребления (включая стационарное и амбулаторное лечение), продолжительность употребления и продолжительность абстиненции
  • Медицинская история: включают прошлые и настоящие медицинские проблемы, лечение и госпитализации, и предписанные лекарства в хронологическом порядке 
  • Уровень образования, история работы и история безработицы, военный опыт, супружеские отношения (включая разводы), наличие партнерских отношений
  • Источники дохода, условия жизни, социальные сети, сильные стороны и ограничения, духовная и религиозная принадлежность, контакты с сообществом
  • Правовые проблемы: прошлые и настоящие правовые проблемы, уголовные преступления и административные правонарушения, время, проведенное в тюрьме или под следствием, информация об условно-досрочном освобождении
  • Результаты входного и промежуточного (если уже есть) тестирования (для лиц с сохранным интеллектом и для лиц с нарушениями интеллектуального функционирования)
  • План тренингов с учетом имеющихся проблем и краткосрочных и долгосрочных целей
  • Ожидаемые результаты

Предлагаемый подход способствует постоянной рефлексии специалистов в отношении проделываемой ими работы и повышению качества оказываемых услуг.