23 года помогаем интегрироваться в социум и повысить качество жизни тем, кто в этом нуждается
Помочь фонду
Получить помощь
Поддержите нас
Благодаря вашей поддержке мы сможем оказать помощь большему количеству социально-незащищенных граждан, повысим качество их жизни. Мы будем благодарны, если вы оформите регулярное пожертвование в пользу фонда «Качество жизни»
Стать партнером
Благодаря вашей поддержке мы сможем оказать помощь большему количеству социально-незащищенных граждан, повысим качество их жизни. Мы будем благодарны, если вы оформите регулярное пожертвование в пользу фонда «Качество жизни»
Комплексная социально-трудовая реабилитация людей из ПНИ с ментальной инвалидностью, психофизическими нарушениями и заболеваниями
Повышение качества жизни людей, проживающих в психоневрологических интернатах (ПНИ), путем предоставления возможностей для их социализации, развития профессиональных навыков и интеграции в общество
Описание направления
Благодаря реабилитации человек с инвалидностью получает трудовые навыки и делает первые шаги к интеграции в общество. Систематический труд способствует социализации и / или ресоциализации, улучшению физического состояния, развитию навыков социальной коммуникации и жизнедеятельности даже у тех, кто много лет находится в стационарных условиях
Технологии определения возможностей личности к интеграции
Группа экспертов проводит оценку психофизиологических, социальных и профессиональных навыков людей с инвалидностью с целью определения их потенциальных способностей и возможностей их адаптации к работе, направлений профессиональной подготовки, возможностей к интеграции.
Оценка проводится по психофизическим показателям возможностей участников на основе методики отбора, апробированной в проекте «Первый опыт» (профессиональная подготовка инвалидов на предприятиях г. Москвы). Распределение в группы лиц с ментальной инвалидностью, с психофизическими нарушениями и психоневрологическими заболеваниями и степени работоспособности необходимо для более правильного и дифференцированного выбора видов трудовой терапии (коллективной и индивидуальной), режимов и характера труда.
Для этого:
собирается анамнез: сведения об учебе, трудовом маршруте, данные, связанные с общим здоровьем участника Программы
проводится психодиагностическое исследование участника. Психологические тесты выявляют его личностные характеристики: когнитивные способности, знания, умения, преферентные мотивации; определяют проблемы (нарушения поведения, коммуникации, передвижения и пр.), оценивают моторные функции.
изучаются индивидуальные программы реабилитации и абилитации (ИПРА) каждого участника
эксперты оценивают результаты тестирования
Используемые методы:
Технология восстановления социального статуса инвалидов из числа проживающих в ПНИ
Фонд разработал систему услуг и мероприятий, направленную на разрешение комплекса индивидуальных и социальных трудностей и устранение отношенческих и средовых препятствий.
Конечная цель этих действий:
нормализацию жизнедеятельности
обеспечение образа жизни, принятого обществом, и максимально полного и эффективного участия в жизни общества
Для реализации целей фонд использует программы социально-трудовой реабилитации: рациональные формы производственного процесса, формы организации, виды и режимы труда, мотивационные мероприятия для различных групп людей с ментальной инвалидностью. Они учитывают особенности заболевания и/или психофизического развития каждого индивида, степень тяжести нарушений психической деятельности, мотивационных и индивидуальных мыслительных и трудовых возможностей, а также личностных интересов и склонностей.
Технология обучения производственным навыкам
Опыт интеграционного предприятия фонда «Форте Принт» выявил ряд проблем в процессе обучения трудовым навыкам ментальных инвалидов:
длительный процесс обучения участников
низкая производительность труда в течение долгого времени
низкая мотивация
сложная адаптация к правилам трудовой дисциплины
Поэтому был разработан метод поэтапного обучения трудовым навыкам:
1 этап — восстановление трудоспособности. Этап предполагает дозированную занятость, которая решает задачу повышения динамики, активности, внимания. Мероприятия проходят наряду с медицинской реабилитацией (она имеет больший удельный вес). Особенность этапа — труд 29−30 минут, без вознаграждения.
2 этап — простая работа с сопровождением. Состояние пациентов улучшается, и удельный вес медицинского воздействия уменьшается. Занятость приобретает характер трудовой терапии, когда деятельность пациента начинает занимать больше времени и подбирается она индивидуально. Важную роль играют методы мотивации и побуждения к труду. Например, конвейер, где каждый работает в заданном темпе. Вопрос качества и сроков не стоит. Труд — 2−3 часа с символическим вознаграждением. Главная задача — восстановление эмоциональной и волевой сферы через моторику и постоянно повторяющиеся задания.
3 этап — усложнение задач. Труд занимает определенную часть дня пациента — 3−4 часа. Цель — приобретение человеком трудовых навыков. Мы анализируем возможности каждого пациенты и либо приближаем его к нагрузкам до максимума, либо обучаем другим навыкам. Работа — от элементарной до сложной. Здесь уже обращаем внимание инвалида на качество и сроки, предлагаем материальный стимул. Привлекаем его внимание к организации труда и материальной заинтересованности. Оплата соответствует заработанному. На этом этапе важна комфортная среда, условия, дружественное окружение.
При подборе видов работ и организации обучения должны соблюдаться требования:
небольшие по объему и простые по характеру задания, которые не требуют длительного напряжения внимания и его распределенности
каждая операция разбивается на приемы, обучение каждому приему проходит с постепенным наращиванием сложности процессов
цикличность операций и неоднократное повторение пройденного материала, что обусловлено трудностью формирования трудовых навыков у лиц с ментальной инвалидностью, их нестойкостью.
Технология разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения
Как выбрать профессию? Где научиться трудовым навыкам? Как добиться улучшения условий работы с учетом особых потребностей? Как не потерять рабочее место и быть в хороших отношениях с работодателем и персоналом?
Индивидуальная программа социально-трудового сопровождения содействует адаптации человека с инвалидностью к функции обучения профессии, выполняемой трудовой функции, трудовому коллективу.
С каждым инвалидом и каждой конкретной семьей менеджер сопровождения работает индивидуально. Сопровождение может быть временным или постоянным: на время обучения, трудоустройства или трудовой деятельности. Главное — достичь цели и подготовить человека с инвалидностью к самостоятельной жизни.
Технология мониторинга, управления и корректировки индивидуальной программой социально-трудовой реабилитации проживающих в ПНИ
Возможности динамического наблюдения за ходом проекта, результатами выполнения и корректировки индивидуальной программы социально-трудовой реабилитации участников обеспечит Автоматизированная информационная система (АИС) управления проектом реабилитации клиентов
АИС — онлайн-инструмент, который позволяет:
хранить историю участия каждого пациента в программах, динамику психофизического и трудового состояния, результаты проведенных программ
управлять информацией о сотрудниках ПНИ и внешних специалистах, участвующих в программах
автоматизировать процессы создания и проведения реабилитационных программ
и многое другое
Регламентация процессов взаимодействия участников проекта, методическое обеспечение, реабилитационные планы и другие сопроводительные, аналитические и информационные материалы доступны в АИС, что позволяет специалистам разного профиля интегрироваться в процесс реабилитации клиентов в любой момент реализации проекта.