Оценка личностных особенностей и аффективной сферы
Психологическое тестирование кандидатов с интеллектуальными нарушениями
Таблица 1. Самооценка мотивации к работе у лиц с интеллектуально-мнестическими нарушениями
Утверждение |
Не согласен |
Не уверен |
Согласен |
Мои друзья очень рады, что я ищу работу |
-1 |
0 |
+1 |
Я уверен, что я найду работу |
-1 |
0 |
+1 |
Я хочу ходить на работу, потому что я смогу часто выходить из дома |
-1 |
0 |
+1 |
Я стараюсь найти работу |
-1 |
0 |
+1 |
Поиск работы — это бесполезная трата времени, мне не нужна работа |
+1 |
0 |
-1 |
Некоторые члены моей семьи очень хотят, чтобы я нашёл работу |
-1 |
0 |
+1 |
Я хочу найти работу, потому что там я научусь чему-то новому |
-1 |
0 |
+1 |
Я не очень хочу выходить на работу |
-1 |
0 |
+1 |
Моя семья помогает мне искать работу |
-1 |
0 |
+1 |
Я уже начал делать кое-что, что поможет мне найти работу |
-1 |
0 |
+1 |
Каждый может сказать, что хочет найти работу, но я действительно ищу |
-1 |
0 |
+1 |
Иногда я думаю, что мне следует попробовать найти работу |
-1 |
0 |
+1 |
Я активно ищу работу |
-1 |
0 |
+1 |
Посчитайте баллы:
Менее 6 |
Низкая мотивация к работе Проанализируйте ответы и выявите блоки, которые затрудняют формирование мотивации. |
6 и выше |
Достаточный уровень мотивации. Дополнительных действий не требуется. |
Общий уровень дифференциации психики у таких кандидатов низок, поэтому выявить высокую и низкую мотивацию достаточно просто. При получении менее 6 баллов мотивация к работе низкая.
Обратите внимание: принципы работы с мотивацией такие же, как и при работе с интеллектуально-сохранными участниками, но уровень подачи материала должен быть доступнее.
Психологическая оценка кандидатов с интеллектуально-мнестическими нарушениями
Им сложно проходить тесты — часто они не понимают смысла вопросов и отвечают наобум, что мешает интерпретации результатов. Мотивация у таких кандидатов игровая или направлена на получение социального одобрения.
Поэтому необходимо оценить навыки саморегуляции и поведения, соотносящегося с социальными требованиями: критичность в оценке опыта, соблюдение личных границ, уровень эмпатии.
Измерение производится по шкале из Таблицы 2.
Таблица 2. Критерии экспертной оценки психологических особенностей кандидатов с интеллектуальными нарушениями
Значение числовых показателей выраженности критерия |
||||
0 |
1 Низкая степень выраженности |
2 Средняя степень выраженности |
3 Высокая степень выраженности |
|
Уровень общей социализации |
Отсутствует ориентация на соблюдение установленных правил и норм поведения. Не осознает/ |
Склонен нарушать установленные правила и нормы поведения. Плохо осознает/ |
Старается соблюдать установленные правила и нормы поведения. Имеет представление о последствиях их нарушения. Способен соотносить свое поведение с требованиями ситуации, занимая соответствующую ролевую позицию. |
Строго соблюдает установленные правила и нормы поведения. Осознает последствия их нарушения. Соотносит свое поведение с требованиями ситуации. Проявляет ролевую гибкость. |
Результатом проведенного отбора является индивидуальный бланк оценки кандидата.
Индивидуальный бланк оценки кандидата
ФИО кандидата _______________________________________________________________
Дата ________________________________________________________________________
Личная информация
Дата рождения |
Образование |
Семейное положение |
Жилищные условия (с кем, где проживает) |
Профессиональная информация
Опыт работы |
Период |
Причина увольнения |
Профессиональные предпочтения (планы) |
Психологические и личностные качества
Коммуникативные способности (на основании критериев из п. 4.2.3.) |
Мотивация к труду (на основании тестов на самомотивацию, Приложение 7) |
Увлечения, интересы |
Близкий круг общения, наличие друзей |
Самооценка, самоосознание (на основании критериев из п. 4.2.4) |
При составлении заключения учитываются:
- результаты тестирования (физиологические и психологические характеристики),
- опыт работы и наличие определенных навыков (знание ПК, языков, умение вязать, рисовать и пр.),
- индивидуальные профессиональные предпочтения.
Они становятся базой для рекомендаций по профессиональной деятельности кандидата.
Окончательное заключение психолога включает:
- оценку школьных базовых знаний,
- описание социальных возможностей и трудностей,
- предварительный прогноз профессионального развития, основанный на знаниях, навыках, выявленном уровне мотивации и притязаний, уровне социальной поддержки (семья).
В результате делается вывод о трудоспособности кандидата:
- Кандидат трудоспособен;
- Кандидат нетрудоспособен на основании:
- выраженного дезадаптивного поведения,
- общего состояния здоровья;
- неспособности усваивать и воспроизводить информацию;
- наличия сопутствующих заболеваний, препятствующих трудоустройству (например, эпилепсия).