Психологическое тестирование кандидатов с интеллектуальными нарушениями

Таблица 1. Самооценка мотивации к работе у лиц с интеллектуально-мнестическими нарушениями

Утверждение

Не согласен

Не уверен

Согласен

Мои друзья очень рады, что я ищу работу

-1

0

+1

Я уверен, что я найду работу

-1

0

+1

Я хочу ходить на работу, потому что я смогу часто выходить из дома

-1

0

+1

Я стараюсь найти работу

-1

0

+1

Поиск работы — это бесполезная трата времени, мне не нужна работа

+1

0

-1

Некоторые члены моей семьи очень хотят, чтобы я нашёл работу

-1

0

+1

Я хочу найти работу, потому что там я научусь чему-то новому

-1

0

+1

Я не очень хочу выходить на работу

-1

0

+1

Моя семья помогает мне искать работу

-1

0

+1

Я уже начал делать кое-что, что поможет мне найти работу

-1

0

+1

Каждый может сказать, что хочет найти работу, но я действительно ищу

-1

0

+1

Иногда я думаю, что мне следует попробовать найти работу

-1

0

+1

Я активно ищу работу

-1

0

+1

 

Посчитайте баллы:

Менее 6

Низкая мотивация к работе 

Проанализируйте ответы и выявите блоки, которые затрудняют формирование мотивации.

6 и выше

Достаточный уровень мотивации. Дополнительных действий не требуется. 

Общий уровень дифференциации психики у таких кандидатов низок, поэтому выявить высокую и низкую мотивацию достаточно просто. При получении менее 6 баллов мотивация к работе низкая. 

Обратите внимание: принципы работы с мотивацией такие же, как и при работе с интеллектуально-сохранными участниками, но уровень подачи материала должен быть доступнее. 

 

Психологическая оценка кандидатов с интеллектуально-мнестическими нарушениями

Им сложно проходить тесты — часто они не понимают смысла вопросов и отвечают наобум, что мешает интерпретации результатов. Мотивация у таких кандидатов игровая или направлена на получение социального одобрения. 

Поэтому необходимо оценить навыки саморегуляции и поведения, соотносящегося с социальными требованиями: критичность в оценке опыта, соблюдение личных границ, уровень эмпатии. 

Измерение производится по шкале из Таблицы 2.

Таблица 2. Критерии экспертной оценки психологических особенностей кандидатов с интеллектуальными нарушениями

 

Значение числовых показателей выраженности критерия

0
Не проявлен

1

Низкая степень выраженности

2

Средняя степень выраженности

3

Высокая степень выраженности

Уровень общей социализации

Отсутствует ориентация на соблюдение установленных правил и норм поведения. Не осознает/
игнорирует возможные последствия их нарушения. Не способен соотносить свое поведение с требованиями ситуации и производить его критическую оценку.

Склонен нарушать установленные правила и нормы поведения. Плохо осознает/
пренебрегает последствиями их несоблюдения. Испытывает трудности при соотнесении своего поведения с требованиями ситуации. Имеет нечеткие представления о специфике различных ролевых позиций.

Старается соблюдать установленные правила и нормы поведения. Имеет представление о последствиях их нарушения. Способен соотносить свое поведение с требованиями ситуации, занимая соответствующую ролевую позицию.

Строго соблюдает установленные правила и нормы поведения. Осознает последствия их нарушения. Соотносит свое поведение с требованиями ситуации. Проявляет ролевую гибкость.

Результатом проведенного отбора является индивидуальный бланк оценки кандидата. 

 

Индивидуальный бланк оценки кандидата

ФИО кандидата _______________________________________________________________

Дата ________________________________________________________________________

 

Личная информация

Дата рождения

Образование

Семейное положение

Жилищные условия 

(с кем, где проживает)

       

 

Профессиональная информация

Опыт работы

Период

Причина увольнения

Профессиональные предпочтения (планы)

       

 

Психологические и личностные качества

Коммуникативные способности

(на основании критериев из п. 4.2.3.)

Мотивация к труду

(на основании тестов на самомотивацию, Приложение 7)

Увлечения, интересы

Близкий круг общения, наличие друзей

Самооценка, самоосознание

(на основании критериев из п. 4.2.4)

         

 

При составлении заключения учитываются: 

  • результаты тестирования (физиологические и психологические характеристики)
  • опыт работы и наличие определенных навыков (знание ПК, языков, умение вязать, рисовать и пр.)
  • индивидуальные профессиональные предпочтения. 

Они становятся базой для рекомендаций по профессиональной деятельности кандидата. 

Окончательное заключение психолога включает: 

  • оценку школьных базовых знаний, 
  • описание социальных возможностей и трудностей, 
  • предварительный прогноз профессионального развития, основанный на знаниях, навыках, выявленном уровне мотивации и притязаний, уровне социальной поддержки (семья).

В результате делается вывод о трудоспособности кандидата:

  • Кандидат трудоспособен;
  • Кандидат нетрудоспособен на основании: 
    • выраженного дезадаптивного поведения, 
    • общего состояния здоровья; 
    • неспособности усваивать и воспроизводить информацию; 
    • наличия сопутствующих заболеваний, препятствующих трудоустройству (например, эпилепсия).