В процессе трудоустройства инвалидов важную роль играет первоначальный отбор трудоспособных людей, цель которого — помочь в проф.ориентации и трудоустройстве лицам с инвалидностью, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением и самостоятельным трудоустройством, но способны выполнять трудовые функции. 

Процесс отбора состоит из 4-х шагов, каждый из которых ставит целью:

  1. Нулевой шаг — исключить кандидатов с выраженным дезадаптивным поведением
  2. Первый шаг — определить возможности адаптации кандидатов к профессиональным требованиям и усвоения производственно-технических и социальных норм поведения на производстве
  3. Второй шаг — оценить когнитивные и моторные функции отобранных кандидатов 
  4. Третий (постотборочный) шаг — определить личностные особенности и функциональное состояние кандидатов, отобранных на втором этапе; распределить их по группам для повышения эффективности социально-психологической подготовки к трудоустройству на свободном рынке труда для каждой из выделенных групп.

Задачи отбора

 Что проверяем

 Результат 

 Шаг №0

Наличие выраженного дезадаптивного поведения

Исключить тех, кто явно не способен к трудовой деятельности

 Шаг №1

Навыки коммуникации, взаимодействия и самопрезентации 

Исключить тех, кто испытывает ярко выраженные трудности в коммуникации и взаимодействии

Выяснить профессиональный и учебный опыт, данные об общем здоровье

Отсеять кандидатов с проблемами со здоровьем и низкой способностью к обучению

Провести первичную классификацию кандидатов 

 1. Лица с нарушениями интеллектуального функционирования 

 2. Лица без таких нарушений 

 Шаг №2

Провести тестирование когнитивных и моторных функций

 1. Исключить участников группы 2, которые не прошли тесты.

 2. Перевести участников 1-й группы, которые не прошли тесты, во 2 группу

 Шаг №3

Провести психологическое тестирование

Определить эффективные программы социально-психологической поддержки

 

Нулевой шаг

Кандидаты принимают участие в ознакомительной беседе и получают общую информацию о предприятии. 

Специалист, который проводит беседу, обращает внимание на: 

  1. Способность к самостоятельному передвижению и общей координации (приехать, войти в комнату, сесть на предложенное место и т.д.);
  2. Выраженную дезадаптацию. 

Результат этапа: 

  • принимаются кандидаты, способные к самообслуживанию, но не имеющие возможности трудоустроиться без помощи; 
  • исключаются кандидаты с серьезными нарушениями поведения, выраженной дезадаптацией, с прогрессирующим заболеванием, очевидно не способные к трудовой деятельности в рамках инклюзии.

Первый шаг

Индивидуальное собеседование

Кандидат проходит индивидуальное собеседование с опросом по базовой анкете: 

  1. Какое учебное заведение вы закончили? 
  2. Ваше семейное положение?
  3. Где вы живете и с кем? (жилищные условия) 
  4. Каков ваш опыт работы? Где, кем и как долго работали?
  5. По какой причине сменили место работы (уволились)?
  6. Какими навыками обладаете? Умеете ли работать на компьютере (знание офисных программ), знаете ли языки, есть ли др.умения?
  7. Какую профессию вы бы хотели освоить? Почему вам нравится эта профессия? 
  8. Чем вы любите заниматься в свободное время? 
  9. Какие ваши черты характера вам нравятся? Какие черты не нравятся?
  10. Как вы себя сейчас чувствуете? По какому заболеванию вы получили инвалидность? Есть ли у вас побочные заболевания? Какие ограничения в работе у вас возникают в связи с инвалидностью?

Ответы распределяются по трём категориям: 

  1. общие биографические данные: дата рождения, семейное положение, жилищные условия, группа инвалидности, диагноз, общее состояние здоровья;
  2. профессиональный опыт: образование, опыт работы, общий стаж работы, профессиональные навыки и предпочтения;
  3. общие психологические характеристики: коммуникативные особенности, мотивация к работе, интересы, самооценка.

В чём ценность такой информации? Прошлое поведение является хорошим предиктором будущего: например, частые увольнения по собственному желанию, как правило, указывают на стремление к абсентизму. 

Вопросы об общем состоянии здоровья позволяют сделать прогноз о степени утомляемости, возможности физических нагрузок, способности выдержать рабочую смену, риске производственных травм. 

Навыки и интересы позволяют предположить, в какой области деятельности кандидат окажется наиболее успешным. К тому же, эти сведения меньше всего субъективны и предвзяты.

Оценка коммуникативных навыков, взаимодействия и самопрезентации

В ходе беседы специалисты оценивают навыки коммуникации, взаимодействия и самопрезентации кандидата.

Оценка производится в соответствии со следующими критериями: 

Таблица 1. Оценочные критерии коммуникативных навыков, навыков взаимодействия  и самопрезентации

  

 Балл

 

Взаимодействие

 

Словарный запас 

 

Беглость, спонтан-ность

 

Произношение 

 

Самопредставление

 

(5)

 

 

 

 

 

 

 

В дискуссиях может высказать свою идею, способен логично аргументировать ее, понимает невербалику, способен выслушать и понять аргументы собеседника.

Имеет хороший словарный запас, связанный как с бытовыми, так и с общими и профессиональными темами, что позволяет ему легко переключаться с темы на тему в беседе.

Легко выражает свои мысли. 

Правильное произношение и интонирование, не затрудняющее понимание речи.

Хорошо понимает, зачем он здесь оказался, и чего он хочет, без усилий отвечает на вопросы, самопредставление структурировано, следует правилам проведения собеседования, хороший глазной контакт.

 

 (4)

Может высказать свою идею. Испытывает незначительные затруднения в ее логическом обосновании, понимает невербалику, понимает аргументы собеседника. 

Имеет достаточный словарный запас, чтобы переключаться с темы на тему в беседе. 

Легко выражает свои мысли, но иногда задумывается в поисках подходящего слова, чтобы выразить то, что планировал. 

Произношение и интонирование слегка нарушены, но не затрудняют понимание. 

Хорошо понимает, зачем он здесь оказался, без усилий отвечает на вопросы

Самопредставление структурировано, следует правилам проведения собеседования, хороший глазной контакт

Обнаруживает некоторые сложности в целеполагании. 

 

 (3)

Способен поддерживать беседу, но не высказывает собственных идей, понимает невербалику,  не слишком внимательно следит за аргументами собеседника 

Имеет достаточный словарный запас, чтобы поддерживать беседу на уровне, касающемся его

Выражает свои мысли с замедлением, берет долгие паузы, демонстрирует смущение от этого 

Произношение и интонирование нарушены и слегка затрудняют понимание

Самопредставление в целом  структурировано, удерживает глазной контакт, но не совсем понимает, чего он хочет, и что представляет из себя программа

 

 (2)

Имеет сложности с поддержанием дискуссии и аргументацией своих идей, понимание невербалики затруднено, не в состоянии дослушать до конца аргументы собеседника, перебивает или теряет интерес.

Словарный запас ограничен.

Говорит медленно, берет долгие паузы, но не демонстрирует смущение от этого.

Произношение и интонирование нарушены, приходится переспрашивать, догадываться. 

Структура самопредставления нарушена, глазной контакт слабый, целеполагание нарушено, слабо следует правилам прохождения собеседования.   

 

 (1)

Имеет выраженные сложности в поддержании дискуссии и выражении своих мыслей. 

Словарный запас ограничен бытовыми темами. 

Говорит короткими простыми, предложениями, 

Произношение и интонирование нарушены, приходится переспрашивать, догадываться, при просьбе повторить сказанное не всегда повторяет.

Не может представить себя, нарушено целеполагание, нарушен глазной контакт. 

 

 (0)

Не вовлекается в беседу. 

Минимальный словарный запас. 

Не может связно объясняться даже простыми предложениями. 

Произношение и интонирование  имеют выраженные нарушения, что затрудняет понимание даже отдельных слов.

Не понимает, почему он здесь оказался.

 

На этой стадии производится предварительная сортировка: 

  1. инвалиду предлагается пройти тестирование на оценку школьных навыков, способность к восприятию текстов, логическое мышление;
  2. понятно, что инвалид не пройдёт тест и необходимы иные методики. 

Кандидат может набрать от 0 до 20 баллов. Оценки: 

  • меньше 5 баллов — исключение;
  • от 5 до 10 баллов — переход в группу 2 (нарушения интеллектуального функционирования);
  • более 10 баллов — переход в группу 1 (интеллектуально-сохранные кандидаты).

На этом же этапе оценивается физиологическое состояние кандидатов

Таблица 2. Физиологические критерии

Критерий

Выраженность критерия в баллах

0

1

2

3

Способность к передвижению

       

Способность к самообслуживанию

       

Способность видеть

       

Способность говорить

       

Способность слышать

       

Мелкая моторика рук 

       

Способность владеть телом, координация движений

       

Утомляемость 

       

Итого:

       

 

Результат этапа: 

  1. Исключение кандидатов с ярко выраженными трудностями в коммуникации, взаимодействии и проблемами со здоровьем;
  2. Первичное распределение по группам 1-2, что оптимизирует дальнейший процесс отбора, поскольку позволяет избежать неэффективных трудозатрат и ситуации неуспеха для кандидатов.

Второй шаг

Проводится тестирование и оценка кандидата в зависимости от группы, выделенной на предыдущем этапе. 

Группа 1 — оценка базовых и специальных знаний, мышления и стрессоустойчивости ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОХРАННЫХ КАНДИДАТОВ

Тест 1 оценивает базовые школьные знания:

  • по математике: арифметика, проценты, линейные уравнения; 
  • по русскому языку: базовая грамотность, словарный запас, исключение грамматически правильных, но не употребляемых выражений; 
  • мышление: аналитическое мышление, классификация и обобщение, сравнение;
  • стрессоустойчивость: тест выполняется на время, и его ограничение как стрессогенный фактор для соискателя. 

Результат Теста 1: 

  • 8 и менее вопросов в течение 15 минут → перевод в группу 2 (нарушения интеллектуального функционирования)
  • более 8 вопросов → прохождение теста 2. 

Тест 2 оценивает базовые компьютерные навыки

Результат Теста 2: 

  • кандидаты, которые прошли тест, могут направляться на вакансии, требующие работы с компьютером, 
  • кандидаты, не сдавшие тест, направляются на вакансии, не требующие работы на компьютере; 
  • кандидаты, прошедшие Тест 1, вне зависимости от прохождения Теста 2, переходят к Этапу №3 (постотборочному).

 

Тест 1 (задания)

Тест оценивает вербальные и математические навыки. У Вас 15 минут и 20 вопросов, они расположены от простых к сложным. Правильный ответ даёт 1 балл, неправильный — 0 баллов. Будьте внимательны, но не зацикливайтесь: если не знаете ответа, выбирайте любой вариант и двигайтесь дальше. 

Возьмите ручку и листок. Калькулятором, телефоном и т.д. пользоваться запрещено.

ВОПРОС 1. 79+43=?

  • 102
  • 115
  • 122
  • 126
  • 132

ВОПРОС 2. Если поезд со средней скоростью 96 км/час двигается в течение 20 минут, как далеко он проедет?

  • 60
  • 20
  • 32
  • 48
  • 52

ВОПРОС 3. 7×9=?

  • 38
  • 49
  • 54
  • 63
  • 79

ВОПРОС 4. Выберите наиболее близкое по значению слово к слову, написанному заглавными буквами:

ПРЕДЛ

  • Рекомендация
  • Инцидент
  • Свадебная церемония
  • Лес
  • Еда 

ВОПРОС 5. Выберите слово, написанное неправильно:

  • Выбранный 
  • Окруженный
  • Продвинутый
  • Ужастный
  • Начать 

ВОПРОС 6. Выберите наиболее близкое по значению слово к слову, написанному заглавными буквами:

ПРОТЕСТ

  • Несогласие
  • Убежище
  • Поддержка
  • Боль
  • Защита

ВОПРОС 7. Выберите слово, чтобы правильно закончить предложение:

Мы приехали поздно и игра уже __________

  • Началась
  • Работает
  • Ходит 
  • Приехала 
  • Ни один из ответов не подходит

ВОПРОС 8. Выберите слово, чтобы правильно закончить предложение:

Не смотря на то, что этот человек был опытным пилотом, он сделал больше __________, чем мог бы сделать новичок.

  • Предложений
  • Посадок
  • Скандалов
  • Ошибок
  • Ответов

ВОПРОС 9. Если театр вмещает 1200 человек, и было продано ⅔ билетов, сколько билетов всего было продано?

  • 500
  • 600
  • 750
  • 800
  • 900

ВОПРОС 10. Какая из цифр самая маленькая?

  • 0,79
  • 2,40
  • 3,0007
  • 0,425
  • 100

ВОПРОС 11. Книжный магазин продал 1250 книг за месяц. Если 70% проданных книг были книгами в мягкой бумажной обложке, то сколько таких книг было продано?

  • 625
  • 685
  • 820
  • 875
  • 945

ВОПРОС 12. В зале кинотеатра 250 мест. Если в кинотеатре 170 человек, сколько процентов мест занято? 

  • 42
  • 54
  • 75
  • 68
  • 55

ВОПРОС 13. В каком из следующих предложений сделаны ошибки?

  • Врач сказал, что для пациента прогноз не оптимистичный
  • Я спросил его мнение, но он не пришел
  • Поскольку погода была хорошая, я взял выходной
  • Бухгалтер оплатил налоги
  • Губернатор легко выиграл перевыборы

ВОПРОС 14. Выберите наиболее близкое по значению слово к слову, написанному заглавными буквами

ЗАСТАВЛЯТЬ

  • Выставлять
  • Принуждать
  • Реагировать
  • Доставлять
  • Выдвигать

ВОПРОС 15. Если цена рубашки 1200 рублей без скидки, сколько будет стоить рубашка со скидкой 10%?

  • 1000
  • 500
  • 1210
  • 1080
  • 1200

ВОПРОС 16. Используйте таблицу, чтобы ответить на вопрос ниже

Результаты выборов

Кандидаты 

Количество голосов

 Путин В.В. 

 7502

 Медведев Д.А.

 1612

 Жириновский В.В.

 4521

 Зюганов Г.А.

 9198

 Прохоров М.Д.

 2186

 

75% голосов за Медведева Д.А. были отданы женщинами. Сколько женщин проголосовали за Медведева Д.А.?

  • 1098
  • 3420
  • 3327
  • 1275
  • 1209

ВОПРОС 17. В каком из предложений сделаны ошибки?

  • Никого не обвинили в совершении преступления
  • Он не вспоминал правильный ответ
  • Если их не было, они не должны критиковать
  • После завтрака мы бежим на пляж

ВОПРОС 18. Вставьте пропущенное слово или слова, чтобы наиболее правильно передать смысл сказанного:

В своей речи в перерыве тренер раскритиковал игроков за их ____________ игру и вдохновил их играть более энергично во втором тайме.

  • Воодушевленную
  • Пассивную
  • Чуткую
  • Жесткую
  • Невежественную 

ВОПРОС 19. Прочитайте письмо:

«Евгений! Звонил господин Петров и сказал, что с внедрением есть некоторые проблемы. Очевидно, что сеть не работает так, как должна бы. Он хотел бы, чтобы ты незамедлительно ему перезвонил. Спасибо.

Ирина».

В чем основная мысль письма?

  • Рассказать, что крайне недовольный клиент хочет расторгнуть договор
  • Сказать Евгению, что звонил господин Петров и просил связаться с ним как можно скорее
  • Объяснить, что сеть не работает и ее необходимо заменить
  • Объяснить, что внедрение должно быть завершено немедленно
  • Предложить Евгению обсудить с Ириной наиболее подходящий ответ 

ВОПРОС 20:

Лесные пожары в Воронежской области вызвали необходимость применения «контролируемых пожаров». Контролируемые пожары намерено разводятся лесниками, чтобы избавиться от суховея и сухой травы: предполагается, что их устранение предотвратит возникновение стихийных пожаров в будущем. Наилучшими условиями для разжигания контролируемого пожара являются сухая погода и отсутствие сильного ветра. 

Какое предложение наиболее точно описывает цель предложенного выше текста?

  • Подчеркнуть, что лесники несут ответственность за большинство пожаров
  • Описать «контролируемые пожары» и их роль в лесных пожарах
  • Предложить альтернативу «контролируемым пожарам»
  • Обсудить проблемы Воронежской области
  • Защитить применение «контролируемых пожаров» и лесников, которые их разводят. 

 

Тест 2 (компьютерный, задания)

Тест оценивает компьютерную грамотность, знание интернета и мелкую моторику рук. На прохождение у Вас 10 минут. Задания выполняйте на смоделированном ниже рабочем столе. Вам не нужно устанавливать на компьютер ни одно из приложений. 

Что нужно сделать:

  1. Откройте файл письмо.doc в папке «Мои документы».
  2. Напечатайте текст: «Компания «Триинвест» обнародовала сегодня операционную прибыль за третий квартал в размере 45,0 миллионов рублей, по сравнению с чистыми операционными убытками в размере 9,5 миллионов рублей во втором квартале этого года».
  3. Загрузите Microsoft Outlook.
  4. Используя «быстрые клавиши», вставьте текст в новое письмо.
  5. В строке адреса укажите amy@acmecorp.com, в скрытую копию поставьте bill@acmecorp.com.
  6. В теме укажите «Мой отчет».
  7. Отправьте письмо.

На это задание у Вас 3 минуты: 

  1. Загрузите браузер интернет на смоделированном экране.
  2. Увеличьте его окно.
  3. Используйте адресную строку, чтобы попасть на www.google.com.
  4. Осуществите поиск по запросу «день рождения Бориса Ельцина»
  5. Откройте новое окно в браузере.

 

Группа 2 — КАНДИДАТЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 

Кандидатов тестируют по параметрам: 

  • способность видеть,
  • способность слышать и говорить,
  • мелкая моторика рук, 
  • способность усваивать вербальную информацию (следовать инструкции),
  • способность воспроизводить усвоенную информацию,
  • объем рабочей памяти, 
  • способность удерживать внимание,
  • производительность,
  • утомляемость,
  • базовые навыки. 

Оценка проводится на основании следующих тестов

Тест 1. Моделирование операций профессиональной деятельности (исследование мелкой моторики)

Цель: выявить физические возможности и специальные умения для выполнения отдельных операций, возможность формирования и закрепления профессиональных навыков. Комплексный анализ продуктов деятельности позволяет оценить моторные навыки и склонности к виду деятельности.

Таблица 3. Упражнения для исследования мелкой моторики

Задание 

Что нужно сделать

Упражнение 1 «Ручка»:
исследование мелкой моторики, содружество рук в действии

Выдаются шариковые ручки по количеству участников. 

Задача — как можно быстрее разобрать, а затем собрать их.

Упражнение 2 «Ножницы»:
исследование мелкой моторики, содружество рук в действии, соотношения размера

Каждому участнику выдаются бумага, ножницы. 

Задача: разрезать лист на примерно равные три части.

 

Тест 2. Исследование базовых школьных навыков

Цель: выявить сложности в чтении, счете, письме, без которых невозможно нормально работать на большинстве предприятий (тест предназначен, главным образом, для инвалидов с интеллектуальной инвалидностью)

Таблица 4. Упражнения для оценки базовых школьных навыков

Задание

Что нужно сделать

Упражнение 3 «Счет»: умение считать

Отсчитать 2 стопки из комплекта по 23 карточки в каждой. 

 

Во время выполнения упражнений, комиссия оценивает продукт деятельности, физиологические и психологические характеристики кандидатов. По результатам, исключает часть кандидатов.

Тест 3. Исследование основных психических функций 

Оценка внимания (устойчивость, концентрация, избирательность)

Время проведения: 10-15 минут. 

Корректурная проба Бурдона исследует концентрацию и устойчивость внимания. Инвалид получает специальные бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Он просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает указанные в инструкции буквы или знаки. Через каждые 60 секунд отмечает вертикальной чертой, сколько знаков успел просмотреть. 

Допускаются различные варианты: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Таблица 5. Результат корректурной пробы Бурдона

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 5 мин. букв (N)

Отсев при менее 1000 (средний человек читает 1500 знаков за 2 минуты)

Количество правильно вычеркнутых букв (Σ )

Отсев при менее 60

Уровень концентрации внимания (К)

Отсев при 3 и менее

 

Оценка памяти. Метод 10 слов.

Время проведения: 5-7 минут.

Оценивает состояние кратковременной памяти: процесс запоминания и отсроченное воспроизведение (долговременная/оперативная память), которые могут быть снижены независимо друг от друга. 

Инвалиду зачитываются 10 слов. Затем следует второе предъявление. Его просят повторить все слова, которые он запомнил. Через 3-5 минут вновь зачитывается тот же список. Просят повторить все запомненные слова. 

Таблица 6. Результат исследования по методу 10 слов

 Набор слов

Порядок предъявления

1

2

3

 1 Дым

     

 2 сон

     

 3 шар

     

 4 пух

     

 5 звон

     

 6 куст

     

 7 час

     

 8 лёд

     

 9 ночь

     

 10 пень

     

 Общее количество воспроизведенных слов

     

 

Отсев — воспроизведение 3 и менее слов.

На основании тестирования кандидат получает общую оценку способностей. Заключение о нетрудоспособности выносится в случае получения оценки «1» или ниже по трем критериям: «способность к передвижению», «мелкая моторика рук» и «способность к воспроизведению». 

Результат

  • исключение части кандидатов, не прошедших тестирование на базовые школьные навыки, память, внимание;
  • кандидаты, которые показали высокие баллы по всем тестам и не проявляют выраженного утомления, могут по желанию пройти тестирование для группы 1;
  • успешные кандидаты переходят к Этапу №3 (постотборочному).

 

ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ ШАГА №2

  • исключение кандидатов, не способных к обучению — они не смогут обучаться новым трудовым навыкам, усваивать инструкции и пр;
  • более точное распределение отобранных кандидатов по группам для повышения эффективности профессиональной ориентации и социально-психологической поддержки.