Обучение работе с современными профильными интернет-ресурсами («Авито», «Юла», «Инстаграм»)
В связи с повышением продолжительности жизни, границ возраста выхода на пенсию, с сохраняющейся возрастной дискриминацией на рынке труда, в нашей стране остро стоят задачи по созданию условий для занятости и трудоустройства людей предпенсионного и пенсионного возраста в целях сохранения уровня доходов, социальной и профессиональной востребованности.
Крупнейший рекрутинговый портал Superjob.ru прокомментировал ситуацию с трудоустройством «возрастных» соискателей: «Более половины работодателей считает, что предпочтения получают соискатели в возрасте от 30 до 45». Согласно данным Росстата показатели, характеризующие занятость населения в возрасте старше трудоспособного (мужчины – старше 60 лет, женщины – старше 55 лет) от общего числа, следующие: в Москве – 26,5%, в Краснодарском крае – 17,6%, в Липецкой области – 18,2%. При этом среднее время поиска работы (в месяцах) людьми пожилого возраста составляет: в Москве – 6,3, в Краснодарском крае – 10,8, в Липецкой области – 6,0, что свидетельствует о трудностях трудоустройства. Кроме того, пенсионная реформа вызвала беспокойство у части населения предпенсионного возраста по поводу рисков остаться без какого-либо дохода.
В связи с вышесказанным, не приходится сомневаться в своевременности и востребованности программы обучения современным цифровым и маркетинговым инструментам для обеспечения занятости (самозанятости) людей в возрасте 50+. Стимулирование занятости граждан этой возрастной категории имеет большое значение как с позиции обеспечения доходов людей старшего возраста, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения их социализации и интеграции в жизнь общества, возможности самореализации.
В ходе обучения участники проекта учатся анализировать объявления конкурентов, выделять в них слабые места и составлять собственные конкурентноспособные объявления для поиска клиентов.
Программа обучения включает в себя 12 занятий по 4 академических часа, в рамках которых изучаются следующие темы:
«Ведение бизнеса через смартфон».
- Работа на смартфоне.
- Почта на смартфоне.
- Создание аккаунта Google.
Организация своего дела.
- Разбор примеров.
- Типы своих дел на примере Avito.
- Выбор своего дела.
- Продажа и продвижение услуг / продукции на примере сервиса Avito: правила, заголовок, фото, цена, описание.
Составление продающего текста.
- Структура правильного объявления и продающего текста.
- Разбор примеров предложений.
- Подробный разбор объявлений каждого из учащихся.
Ценообразование. Отзывы клиентов.
- Экспресс-анализ цен преподавателем вместе с участниками. Обмен мнениями.
- Проверка конкурентоспособности цен объявлений участников.
- Работа с отзывами (Как это делать? У кого брать? О чем клиенты и знакомые должны писать / говорить?).
Работа с фотографией.
- Примеры и правила создания качественных фотографий для своего объявления.
- Фотосессия в классе под руководством преподавателя.
- Обработка фотографии.
Размещение на Avito.
- Регистрация аккаунта на Avito.
- Размещение объявления на Avito.
Работа с Avito. Анализ статистики. Основы безопасности.
- Анализ статистики на Avito.
- Платные способы продвижения на Avito
- Основы безопасности в интернете.
- Факты и способы мошенничества.
Размещение на сайте «Юла» и дополнительных сервисах.
- Регистрация и размещение на сайте «Юла».
- Регистрация и размещение на дополнительных сервисах (Яндекс Услуги, Profi.ru и др.).
Правовые основы самозанятости.
- Законодательный статус и нормативные акты.
- Ограничения по видам деятельности и размеру дохода.
- С каких доходов нужно платить налог и как платить?
- Какие платежи заменяет налог на профессиональный доход?
- Различия самозанятого и индивидуального предпринимателя.
Организация и регистрация самозанятости.
- Регистрация самозанятости с помощью приложения "Мой налог".
- Регистрация самозанятости с помощью приложения "СберБанк Онлайн".
- Работа в приложениях “Мой налог” и "СберБанк Онлайн".
Cоцсети и мессенджеры для ведения своего бизнеса.
- Создание аккаунтов в соцсетях (Вконтакте, Instagram, Facebook – по выбору учащихся).
- Работа с YouTube.
- Реклама в соцсетях, продвижение в тематических сообществах.
- Размещение информационных и продающих постов.
- Работа с мессенджерам (WhatsApp, Telegram).
Приобретенные практические знания позволяют участникам проекта осознанно, с пониманием целей, задач и владением необходимых инструментов, оформить для себя статус самозанятых с дополнительным доходом на рынке труда, помогают проявить свои способности и умения, обрести уверенность в своих силах, снизить «зависимость» от государственной системы социального обеспечения, ощутить свою полезность и востребованность в кругу семьи, в сообществе и улучшить качество своей жизни в целом.
Результаты опроса выпускников, прошедших обучение по программе проекта, показали, что слушатели высоко оценивают качество, организацию, доступность и практическую пользу учебного курса. Первые выпускники уже активно работают и продвигают свой «микро-бизнес», используя простейшие маркетинговые инструменты и возможности сети интернет. Проект стимулирует экономическую и социальную активность его участников, самообразование, способствует улучшению уровня и качества их жизни, способствует популяризации среди представителей старшего поколения продолжения активной деятельности после выхода на пенсию, продвижению среди широкой общественности идей активного долголетия.
Среди хобби, которые ученики курса решили превратить в собственное дело – изготовление меховых игрушек, керамика ручной работы, сортовые тюльпаны для клумбы, декупаж, интерьерные изделия ручной работы. Также россияне старшего возраста продвигали услуги свадебного фотографа, психолога, профессиональной обрезки плодовых деревьев, обучения блогингу.
В рамках программы Фондом проводится обучение специалистов (преподавателей и менеджеров) по образовательной программе проекта, разработаны методические рекомендации и презентации для проведения занятий.