1. Концепция модели 

Концепция формулирует основные цели и задачи создания и функционирования системы подготовки и трудоустройства инвалидов с учетом основных направлений гос.политики в этой сфере. 

1.1 Принципы построения модели

— Групповая подготовка инвалидов к профессиональной деятельности при индивидуальном подходе к каждому. Это дает возможность одновременно подготовить и трудоустроить много людей, что экономит деньги.

— Цикличность подготовки

Ушедших на свободный рынок труда постоянно заменяют новые кандидаты-инвалиды, обеспечивается непрерывный поток «обучаемых-трудоустроенных».

— Поэтапная трудовая подготовка

Инвалиды проходят три этапа подготовки: 

  1. восстановление способности к труду (у тяжелых инвалидов) и отработка трудовых навыков
  2. отработка профессиональных навыков 
  3. сопровождение на рынок труда

— Подготовка в условиях реального производства в конкретной отрасли. Технологическая цепочка состоит из учебной и производственной площадок (базовые площадки), что позволяет инвалидам получить реальный опыт работы не менее 2-х лет.

Они осваивают профессию и получают реальную зарплату. Однако, сразу выходить на производство многие кандидаты не готовы: 

  • у них нет социально-трудовой адаптации 
  • они не осознают связь между результатами труда и его оплатой 
  • чувство ответственности и необходимость не только работать, но и работать качественно, отвечая за результаты труда, не сформированы 

Поэтому такие кандидаты сначала проходят социально-трудовую адаптацию на подготовительной площадке. Затем они поступают на производство, получают профессиональную подготовку и выходят на свободный рынок труда. 

На их место принимаются новые кандидаты. Для этого в процесс подготовки включен специальный субъект — отраслевое интеграционное предприятие (ОИП), подготовка на котором позволяет освободить работодателей, принимающих на работу инвалидов, от:

  • затрат на их обучение, социализацию и адаптацию 
  • затрат на проф.подготовку инвалида
  • расходования значительных ресурсов, в том числе людских и финансовых, на решение своими силами вышеперечисленных задач
  • лишних сложностей и убытков, которые раньше сопровождали прием на работу человека с инвалидностью

Кроме того, ОИП: 

  • помогают решать общегосударственные задачи по трудоустройству людей с ОВЗ 
  • выявляют их особенности, с отражением данных в ИПР 
  • снимают нагрузку с семей инвалидов 
  • способствуют временной занятости населения, в том числе, на площадках медицинских учреждений

В основе организации работы ОИП лежит принцип частно-государственного партнерства, а в основе подготовки людей с ОВЗ на предприятии — метод поэтапной подготовки с профессиональным обучением «от простого к сложному».

— Сопровождение подготовленных работников-инвалидов на рынок труда

Этим занимается служба сопровождения. Она подготавливает работодателей к приему на работу сотрудников-инвалидов и оказывает поддержку кандидату в адаптации на новом рабочем месте.

1.2 Цели и задачи 

Целью разработки модели является формирование и запуск эффективной системы подготовки и трудоустройства инвалидов путем создания условий для:

  • трудовой и социальной адаптации инвалидов
  • обучения инвалидов профессиональным навыкам
  • интеграции инвалидов в общество посредством работы в смешанном коллективе (инклюзия)
  • личностного роста инвалидов
  • взаимодействия инвалидов и потенциальных работодателей
  • формирования спроса и предложения рабочей силы на свободном рынке труда

Концепция базируется на положениях Конвенции ООН о правах инвалидов, Конституции РФ, федеральных законах «О социальной защите инвалидов в РФ», «О занятости населения в РФ».

1.3 Целевые аудитории

  • Инвалиды с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности в возрасте до 40 лет, их семьи.
  • Общественные организации/фонды, поддерживающие инвалидов.
  • Специалисты, работающие в области помощи инвалидам.
  • Государственные структуры, работающие в области помощи инвалидам.
  • Бизнес и госструктуры, потенциальные работодатели.
  • Законодательные/законотворческие структуры.

1.4 Структурные звенья модели

 

.

 

На схеме показано взаимодействие структурных звеньев модели: общества, учреждений МСЭ, образовательных, медицинских учреждений, служб труда и занятости, интеграционного предприятия и хозяйственной отрасли. 

Интеграционные отраслевые предприятия для профессиональной подготовки и социально-трудовой реабилитации инвалидов предлагается создать первоначально в пяти отраслях хозяйства, наиболее подходящих для трудовой деятельности людей с ОВЗ:

  • полиграфическая отрасль
  • интернет-телекоммуникации (модерация, удаленная работа и т.п.)
  • торговая (кассиры, выкладка товара, сборка, упаковка, сортировка)
  • швейная отрасль
  • сельское хозяйство (тепличные, цветочные, озеленительные предприятия, возможно, животноводство)

Описание структурных звеньев модели и их функций

А) Когда человек получает инвалидность, ему необходимо пройти медико-социальную экспертизу, которая:

  • определяет ограничения по направлениям жизнедеятельности 
  • выявляет необходимость средств технической, медицинской и иной реабилитации 
  • выдает рекомендации по организации рабочего места и режиму работы для потенциального работодателя 

ИПР. Для работодателя ИПР является основным документом, но практика показала, что он недостаточно информативен, так как не несет при принятии на работу четкой и понятной информации о кандидате, не содержит информации о сопутствующих заболеваниях и ограничениях, которые могут существенно повлиять на режим работы и работоспособность работника.

Для подготовки ИПР, которая реально станет руководством для потенциального работодателя, предлагается следующая схема работы МСЭ.

 

  • Экспертиза заканчивается определением группы инвалидности и ее степени и выдачей на руки ИПР. Для работодателя ИПР является основным документом, но

Для подготовки ИПР, которая реально станет руководством для потенциального работодателя, предлагается следующая схема работы МСЭ.

 

После прохождения МСЭ и получения инвалидности у человека может быть несколько путей: 

  1. поступить в образовательное учреждение
  2. поступить на лечение в медицинское учреждение
  3. зарегистрироваться в службе занятости
  4. вернуться в общество (на свободный рынок труда)
  5. обратиться в ОИП

 

Б) Взаимодействие служб занятости в рамках модели

Результат: службы занятости направляют человека с ОВЗ в ОИП для подготовки под конкретный отраслевой заказ.

 

В) Отраслевое интеграционное предприятие

ОИП является новым звеном в системе трудоустройства людей с ОВЗ и непосредственно взаимодействует со всеми структурными звеньями модели. 

 

Общество (свободный рынок) — ОИП

В этом случае кандидат на работу проходит собеседование и отбор на ОИП и, если ОИП имеет отраслевой заказ, свободные места на самом предприятии, а кандидат удовлетворяет условиям отбора — принимается в ОИП. В противном случае он возвращается на свободный рынок, либо по рекомендации ОИП, становится на учет в службу занятости или обращается в медицинские/ образовательные учреждения.

Взаимодействие с медицинскими учреждениями

Здесь с помощью ОИП могут быть организованы места для начального этапа восстановления трудоспособности пациентов с последующим обучением трудовым навыкам по профилю отрасли.

Взаимодействие с образовательными учреждениями

 

Взаимодействие с МСЭ и службами занятости было рассмотрено выше.

 

Взаимодействие с отраслевым работодателем

В соответствии с конечной целью трудоустройства людей с ОВЗ на конкретное рабочее место в отрасли ОИП может иметь непосредственные связи с такими предприятиями. Важно, чтобы при этом непосредственные заявки предприятий доносились до государственных служб занятости во избежание неправильного учета и расхода государственных ресурсов.

 

 

2. Отраслевое интеграционное предприятие 

ОИП поддерживается государством и проводит профессиональную трудовую реабилитацию людей с ОВЗ. Предприятие тесно работает с государственными органами, в теории и на практике изучает и совершенствует методики работы с инвалидами, передает оправдавшие себя методики другим заинтересованным структурам. 

ОИП выполняет государственный и отраслевой заказ по трудоустройству граждан с ОВЗ, помогая в его формировании.

2.1 Функции и полномочия ОИП в структуре модели

Функция ОИП — подготовить поступившего кандидата-инвалида по отраслевым специальностям в условиях реального производства с сопровождением на свободный рынок труда.

ОИП проводит адаптацию людей с ОВЗ в направлениях:

  • социальная адаптация (в социуме, коллективе, живущем в обычном режиме жизни)
  • трудовая адаптация (в трудовом коллективе, живущем в своем трудовом ритме, подчиненном общей трудовой цели с учетом интересов предприятия и государства в целом, с учетом законов и нормативов законодательства)
  • личностная адаптация (изменение эгоистического отношения своего собственного «я» с учетом коллективных и общественных потребностей и целей для достижения общезначимых результатов, становление самостоятельности от членов семьи, прежде опекающих данную личность, становление личной самостоятельности как в личной уверенности, так и в самостоятельной жизни в обществе)
  • формирование устойчивых профессиональных и других трудовых навыков, позволяющих работать в реальной жизненной среде в обычных трудовых коллективах
  • профориентация, содействие трудоустройству на свободном рынке труда с сопровождением в течение трех месяцев

Функции ОИП:

  • корректировка ИПР во взаимодействии с органами МСЭ
  • взаимодействие со службами занятости, органами социальной защиты населения для обеспечения выполнения отраслевого заказа на специалистов и оповещения их об инвалидах, которые не смогли пройти обучение и др.

 

Схема взаимодействий ОИП с другими структурами модели (без несущественных межструктурных связей)

2.2 Поэтапный принцип подготовки

Предлагается 3 этапа подготовки и сопровождения инвалида на рынок труда: 

  • Этап №1 восстановление способности к труду (у тяжелых инвалидов) и отработка трудовых навыков 
  • Этап №2 — отработка профессиональных навыков 
  • Этап №3 — сопровождение подготовленных инвалидов на свободный рынок труда

Такой подход объясняется спецификой психофизического, образовательного и социального уровня желающих работать инвалидов. Перед приходом к работодателю соискатель вакансии:

  • не социализирован к работе в смешанном коллективе
  • не имеет практических навыков работы, некоторые имеют только теоретическую подготовку по какой-либо специальности
  • не имеет трудовой и производственной адаптации (по трудовому законодательству, обязанностям и правам работника, правилам работы в трудовом коллективе и, вообще, на производстве, основам внутрикорпоративной этики)
  • имеет мотивацию «мне все должны», знает о своих правах, но не знает о своих обязанностях перед обществом
  • практически не имеет мотивации к труду
  • нацелен на получение денег, а не на их зарабатывание собственным трудом
  • имеет индивидуальный подход к своей близкой ему цели, но не чувствует ответственности за общий результат труда коллектива
  • как показывает опыт, имеет производительность примерно 5% от производительности работника без инвалидности

Резюме: такой кандидат не может сразу приступить к работе. Ни один работодатель, основная цель которого — получение прибыли и обеспечение заработной платы сотрудникам, не сможет заниматься подготовкой новичка (который при этом получает зарплату, не выполняя план работ). При этом, ему придется отвлекать других сотрудников для помощи инвалиду, и этим сотрудникам он также обязан платить (за наставничество). Работодатель несет двойной убыток.

Каким должен быть кандидат перед приходом к работодателю?

  • Подготовлен к работе психологически и физически; социально адаптирован
  • Обучен навыкам труда и первоначальным профессиональным навыкам
  • Готов к работе в производственной/трудовой среде, к работе в смешанном коллективе, профессионально подготовлен по какой-либо специальности

2.3 Цели и задачи этапов подготовки

Этап №1

  • Реализуется на базе медико-реабилитационного заведения/ образовательных учреждений или на подготовительной базе ОИП. 
  • Работают специалисты: мастера производственного обучения, наставники, специалист по реабилитационной работе, психолог.
  • Длительность — до 1,5 лет.

 

Цель этапа

Подготовить кандидатов к профессиональному обучению на реальном производстве.

Основные процессы

  • Восстановление трудоспособности тяжелых инвалидов
  • Социально-трудовая адаптация работников
  • Формирование трудовых мотиваций и навыков

Часть тяжелых инвалидов восстанавливает трудовые способности и преодолевает стереотипы пассивного поведения. Организована неполная занятость — не более 30 минут в день, на простейших видах труда по принципу «конвейерного» производства, когда каждый выполняет одну определенную функцию.

Общая задача, включая тяжелых инвалидов с восстановленной функцией трудоспособности — освоение трудовых навыков и приспособлений, мотивирование инвалидов на труд, формирование ответственного отношения к работе. 

Особенностью этапа является индивидуальный подход к каждому соискателю: им подбирается оптимальный режим занятости (не более 4 часов), сфера деятельности, вознаграждение для кандидата. Обеспечение занятости осуществляется по принципу разнообразия трудовых процессов разной сложности. 

Содержание этапа

  1. Отбор кандидатов 

Отбор осуществляется специалистами группы приема, в которую входят:

  • психологи
  • мастера производственного обучения
  • специалисты профессиональной реабилитации
  • специалисты по технике безопасности предприятия

Кандидаты проходят собеседование, в ходе которого уточняются профессиональные навыки, полученные во время учебы и на предыдущих предприятиях, рекомендации специализированных мастерских. 

С помощью психологов оценивается:

  • уровень депрессивности инвалида, который снижает адаптационные возможности инвалида; нарушает микросоциальное функционирование индивида (в семье, коллективе); снижает социальный статус
  • степень сензитивности, характеризующая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п.
  • проводится диагностика мотивационной сферы инвалида, его готовности к обучению и трудовой деятельности

Итог отборочной стадии — принятие решения о трудоустройстве кандидата либо об отказе в нём. 

В случае положительного решения о трудоустройстве в зависимости от категории инвалида, наличия или отсутствия профессиональных навыков, с учетом рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (ИПР), инвалиду подбираются виды работ.

При подборе видов работ должны соблюдаться следующие основные требования.

  • безопасность/безвредность видов предлагаемых работ 
  • доступность рекомендуемых специальностей для исполнения инвалидом, чтобы он мог работать качественно, эффективно, в полном объеме выполнять должностные и функциональные обязанности, быть конкурентоспособным в данных профессиях на рынке труда
  • соответствие профессии наклонностям и желаниям инвалида обучаться в предложенной области
  • наиболее полное соответствие рекомендуемой профессии уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки инвалида, его профессиональному опыту и знаниям, быть перспективными для квалификационного роста
  • в рекомендуемых профессиях должны быть реальные возможности для трудоустройства инвалида на открытом рынке труда

Также определяются виды работ (профессии), наиболее подходящие для освоения инвалидами с проблемами слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вследствие психических и интеллектуальных нарушений в конкретной отрасли.

 

  1. Проведение ознакомительных бесед с кандидатами

Проводятся в индивидуальной (для вновь поступившего сотрудника) и групповой формах. Беседы носят ознакомительный и информационный характер и включают следующие темы:

  • знакомство с отраслевым предприятием, перечнем основных и вспомогательных профессий
  • знакомство с режимом работы на предприятии, цехах, вспомогательных участках, производственными помещениями, зоной отдыха и приема пищи, бытовыми помещениями (раздевалка, туалет), правилами пользования ими
  • представление мастеров производственного обучения, наставников, знакомство с членами рабочего коллектива.

 

  1. Обучение трудовым и начальным профессиональным навыкам

Выбирается перечень работ (профессий и специальностей), потенциально возможных для освоения работниками с инвалидностью. 

Условия труда на рабочих местах таких работников должны соответствовать его ИПР, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов. 

Каждого работника из числа инвалидов знакомят и обучают отдельным операциям/действиям, акцентируя внимание на качестве выполняемых работ. Обучение проводится непосредственно на рабочем месте мастерами производственного обучения, предварительно прошедшими подготовку по профессиональной реабилитации инвалидов. Помогают им наставники, основная функция которых — помощь ученику в работе, моральная поддержка, решение конфликтных ситуаций.

Сроки обучения отдельным операциям не регламентируются, так как носят индивидуальный характер.

Общие проблемы трудового обучения инвалида обусловлены:

  • его психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере труда
  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии
  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей

Важным механизмом отслеживания является еженедельное, ежемесячное и ежеквартальное подведение итогов:

  • Еженедельное: 
    • освоение операций
    • случаи нарушения трудовой дисциплины
    • исправление ситуаций
  • Ежемесячное:
    • решенные проблемы
    • нерешенные проблемы — пути решения
  • Ежеквартальное:
    • демонстрация освоенных операций: «лучший» по операциям

 

4. Этапная оценка трудового потенциала кандидата

Дает возможность решить ряд задач:

  • оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников из числа инвалидов
  • снизить затраты на обучение сотрудников с инвалидностью
  • поддерживать у сотрудников чувство справедливости и повышать трудовую мотивацию
  • организовать обратную связь с сотрудниками по вопросу качества их работы
  • разрабатывать программы обучения и развития сотрудников

Для организации эффективной системы оценки трудового потенциала работников необходимо:

  • установить стандарты результативности труда для каждого рабочего места и критерии ее оценки
  • выработать политику проведения оценок результативности труда
  • обязать определенных лиц производить оценку результативности труда
  • вменить в обязанность лицам, проводящим оценку, собирать данные о результативности труда
  • обсудить оценку с работником
  • принять решение и документировать оценку 

 

5. Проведение специальных мероприятий в трудовом коллективе для развития и поддержки хорошего уровня социально-трудовых и профессиональных отношений

  • программа социально-трудовой адаптации
  • программа личностного роста
  • программа командообразования

 

6. Подведение итогов этапа

Группа приема оценивает степень готовности ученика к переходу на следующий этап подготовки. 

Критерии оценки:

  • уровень трудового потенциала
  • результативность труда
  • качество выполнения освоенных операций
  • мотивации к работе
  • достижение определенного уровня производительности

По величине интегральной оценки подготовки принимается коллегиальное решение о переводе работника на Этап №2 или продолжении обучения на первом этапе. Определяется и профессиональная ориентация (если выявлена).

Для ученика, перешедшего на Этап №2, оформляется трудовой паспорт (фиксирует его профессиональное развитие и профессиональную ориентацию). Формируются рекомендации в МСЭ для коррекции ИПР данного сотрудника (уже не ученика).

 

Этап №2

  • Реализуется на производственной базе ОИП. 
  • На этапе работают мастера производственного обучения, наставники, специалист по реабилитационной работе, психолог.
  • Длительность этапа — 6-9 месяцев. 

Условия: полный рабочий день, пятидневная рабочая неделя, производственный план, заработная плата, система морального и финансового поощрения.

Цели этапа

Профессионально подготовить сотрудников-инвалидов в условиях реального производства для последующего трудоустройства на свободном рынке труда.

 Основные процессы

  • Социально-трудовая адаптация работников
  • Формирование производственных навыков
  • Профессиональная подготовка
  • Формирование мотиваций на качественную ответственную работу

Ключевая задача этапа — приобретение инвалидом профессии и знаний, которые помогут ему при дальнейшем трудоустройстве на свободном рынке труда. Также его необходимо подготовить к работе в смешанном коллективе, ведь зачастую люди с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности изолированы от общества и не имеют никакого опыта общения с окружающим миром. 

На этапе используется индивидуальный подход к сотруднику: им подбираются оптимальные условия работы, готовятся при необходимости специальные приспособления для работы, производственные задания распределяется с учетом возможностей каждого сотрудника. Но при этом каждый сотрудник проходит подготовку по всем видам работ и по всем операциям.

Содержание этапа

  1. Отбор кандидатов 

Отбор на Этап №2 осуществляется специалистами группы приема ОИП, в которую включены:

  • психологи
  • мастера производственного обучения
  • специалисты профессиональной реабилитации
  • специалисты по технике безопасности предприятия 

На этап приходят работники:

  • с Этапа №1 по итогам оценки результативности освоенных операций, т.е. работники, достигшие примерно равного уровня профессиональной компетенции на конкретных участках работы
  • с Этапа №1 на стадии отбора учеников (владеющие профессиональными навыками предыдущей трудовой деятельности)
  • самостоятельно из внешнего мира

На этап принимаются работники, для которых:

  • проведена оценка пригодности работника с инвалидностью к выполнению выбранного вида деятельности с учетом состояния здоровья
  • учтены при подборе профессий личные наклонности и желания
  • учтен уровень общего и профессионального образования, квалификация, способ передвижения и т.д.
  • при подборе профессии учтены состояние и динамика рынка труда

Этап №2, по сути, и есть трудоустройство, при котором работник обязуется выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан предоставить работу, обеспечивать безопасные условия труда и оплачивать труд работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда.

При приеме на работу кандидаты, по необходимости, проходят собеседование, в ходе которого определяются (уточняются) профессиональные навыки, рекомендации специализированных мастерских. 

Психологи оценивают:

  • уровень депрессивности инвалида, который снижает его адаптационные возможности; нарушает микросоциальное функционирование индивида (в семье, коллективе); снижает социальный статус
  • степень сензитивности
  • проводится диагностика мотивационной сферы инвалида, его готовности к обучению и трудовой деятельности

По итогам отбора специалисты группы приема принимают решение:

  • о трудоустройстве кандидата на Этап №2
  • о направлении кандидата на первый этап
  • об отказе в трудоустройстве

В случае положительного решения о трудоустройстве в зависимости от категории инвалида, наличия или отсутствия профессиональных навыков, с учетом рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (ИПР), инвалиду подбираются виды работ.

При подборе видов работ должны соблюдаться основные требования, представленные в описании Этапа №1.

Кроме того, определяются виды работ (профессии), наиболее подходящие для освоения инвалидами с проблемами слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вследствие психических и интеллектуальных нарушений в конкретной отрасли.

Важным представляется наличие на отраслевых предприятиях ручных видов работ.

 

  1. Проведение ознакомительных бесед с кандидатами, впервые поступающими на ОИП

Беседы проводятся в индивидуальной (для вновь поступившего сотрудника) и в групповой формах. Беседы носят ознакомительный и информационный характер и включают следующие темы:

  • знакомство с отраслевым предприятием, перечнем основных и вспомогательных профессий
  • знакомство с режимом работы на предприятии, цехах, вспомогательных участках, производственными помещениями, зоной отдыха и приема пищи, бытовыми помещениями (раздевалка, туалет), правилами пользования ими
  • представление мастеров производственного обучения, наставников, знакомство с членами рабочего коллектива

 

  1. Обучение профессиональным навыкам

Выбирается перечень работ (профессий и специальностей), потенциально возможных для освоения работниками с инвалидностью различных категорий. 

Условия труда на рабочих местах должны соответствовать ИПР инвалида. Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов. 

Каждого работника из числа инвалидов знакомят и обучают отдельным операциям/действиям, акцентируя внимание на качестве выполняемых работ. Обучение проводится непосредственно на рабочем месте мастерами производственного обучения, предварительно прошедшими подготовку по профессиональной реабилитации инвалидов. Помогают им наставники, основная функция которых — помощь ученику в работе, моральная поддержка, решение конфликтных ситуаций.

Сроки обучения отдельным операциям не регламентируются, так как носят индивидуальный характер.

Общие проблемы трудового обучения инвалида обусловлены:

  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии
  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей

Важным механизмом отслеживания освоения профессиональных навыков является ежемесячное и ежеквартальное подведение итогов.

  • Ежемесячное:
    • качество работы, производительность труда
    • случаи нарушения трудовой дисциплины
    • решенные проблемы
    • нерешенные проблемы — пути решения
  • Ежеквартальное:
    • демонстрация освоенных операций/работ: «лучший» по профессии

 

4. Определение и разработка техсредств профессиональной реабилитации, необходимых конкретному инвалиду с учетом ограничений жизнедеятельности

Актуальным становится технический аспект реабилитации, включающий технические средства реабилитации и эргономические приспособления рабочего места. 

Это могут быть необходимые для выполнения работы по профессии рабочие приспособления (тифлотехнические, сурдотехнические и др. средства) и специальные требования по организационно-технической и эргономической адаптации рабочего места применительно к особенностям патологии инвалида.

Общие требования к оборудованию рабочих мест для инвалидов изложены в приказе от 19.11.2013 года (в редакции от 2.04.2014 года) № 685 Министерства труда и социальной защиты РФ.

Однако разработка специального рабочего места для инвалида должна осуществляться с учетом индивидуальных возможностей инвалида, его антропологических особенностей, специфики производственного процесса.

Разработка и создание новых средств профессиональной реабилитации позволит значительно расширить сферы применения труда работников с инвалидностью путем увеличения количества отраслей, профессий, по которым они смогут работать, расширять круг трудовых обязанностей, выполняемых инвалидами самостоятельно.

 

5. Этапная оценка трудового потенциала кандидата

Оценка трудового потенциала дает возможность решить следующие задачи:

  • оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников из числа инвалидов
  • снизить затраты на обучение сотрудников с инвалидностью
  • поддерживать у сотрудников чувство справедливости и повышать трудовую мотивацию
  • организовать обратную связь с сотрудниками по вопросу качества их работы
  • разрабатывать программы обучения и развития сотрудников

Основные подходы к оценке труда: 

  • оценка результата
  • оценка поведения 
  • рейтинги успешности 
  • процедуры ранжирования 

Для организации эффективной системы оценки трудового потенциала работников необходимо:

  • описание функций (разработка технологических карт)
  • определение основных требований
  • оценка по факторам (конкретного исполнителя)
  • расчет интегральной оценки; сопоставление со стандартом оценки уровня сотрудника 
  • доведение результатов оценки до подчиненного

В результате успешно проведенных мероприятий по профессиональной адаптации достигается:

  • формирование мотивации работника с инвалидностью к трудовой деятельности, профессиональному самоопределению
  • формирование профессионально значимых умений, навыков 
  • выработка трудовых установок 
  • социализация; компенсация нарушенных функций
  • возможность дальнейшего трудоустройства на рынке труда
     

6. Проведение специальных мероприятий в трудовом коллективе для развития и поддержки хорошего уровня социально-трудовых и профессиональных отношений: программы социально-трудовой адаптации; личностного роста; командообразования, по работе в смешанном коллективе; профессиональной подготовке/переподготовки.

Резюме программ представлены ниже в блоке 3 «Описание апробации модели».

 

7. Подведение итогов Этапа №2

Группа приема оценивает степень готовности сотрудника к переходу на следующий этап подготовки. 

Критерии оценки:

  • уровень трудового потенциала
  • результативность труда
  • профессионализм
  • мотивации к работе
  • достижение определенного уровня производительности

По величине интегральной оценки подготовки принимается коллегиальное решение о переводе работника на Этап №3 либо продолжение обучения на Этапе №2.

Для сотрудника, который перешел на Этап №3, заполняется трудовой паспорт (фиксирует его профессиональное развитие). Формируются рекомендации в МСЭ для коррекции ИПР данного сотрудника (уже не ученика).

 

  1. Подготовка заключения для бюро МСЭ и трудового паспорта/резюме для дальнейшего трудоустройства

Критериями рациональности трудового устройства инвалидов 3 группы являются:

  • показания к выполняемой инвалидом работы, в соответствии с требованиями профессиональной деятельности состоянию здоровья инвалида, т.е. отсутствием медицинских противопоказаний в работе
  • пригодность инвалида выполнять работу в полном объеме с достаточной производительностью и качеством, оцениваемая соответствием психофизиологических качеств и способностей инвалида требованием профессиональной деятельности
  • возможность квалифицированного роста в выполняемой инвалидом профессиональной деятельности, т.е. достижения равноценного с основной профессией инвалида уровня квалификации

Для оценки рациональности трудоустройства инвалидов 1-й и 2-й групп достаточно использовать только первый критерий.

Рациональное трудоустройство является важнейшим условием достижения стойкой социально-трудовой адаптации инвалида на производстве.

С учетом оценки трудового потенциала каждого работника, проведения оценок результативности труда, качества выполнения освоенных операций, мотивации к работе, достижения определенного уровня производительности, принимается коллегиальное решение о переводе работника на третий этап подготовки, либо продолжения профессиональной подготовки Этапа №2.

На основании полученных данных проводится оценка профессиональной реабилитации:

  • достигнута адаптация на прежнем рабочем месте
  • достигнута адаптация на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда
  • получена новая профессия (специальность)
  • подобрано подходящее рабочее место
  • создано специальное рабочее место
  • положительные результаты отсутствуют и др.

Оценка профессиональной реабилитации с согласия работника могут быть направлены в бюро МСЭ для тиражирования полученных данных о возможностях инвалидов с конкретными нарушениями.

Кроме того, готовится профессиональное резюме работника с описанием профессионального опыта работы (профессиональных навыков), опыта работы на технологическом оборудовании, с использованием программного обеспечения, личностных и иных качеств, отдельных профессиональных достижений для предоставления новому работодателю. 

Этап №3

Это организация трудоустройства на свободном рынке труда, который осуществляет отдел сопровождаемого трудоустройства ОИП.

Трудоустройство на предприятия отрасли позволяет подготовленному на ОИП сотруднику:

  • работать в обычном коллективе на равных правах
  • иметь возможность карьерного роста
  • пройти практически полную социально-трудовую адаптацию 
  • вести полноценную жизнь, приобрести уверенность в будущем
  • получать поддержку консультантов ОИП в течение 3 месяцев со дня трудоустройства

Менеджеры отдела ведут работу по мониторингу рынка труда, персональную работу с потенциальными работодателями. Участвуют и инициируют мероприятия для работодателей с целью расширения рынка вакансий, соответствующих возможностям инвалидов.

Поступившему с Этапа №2 сотруднику, имеющему трудовой паспорт, предлагаются подходящие вакансии на выбор. Далее менеджер ведет переговоры с работодателем и сопровождает кандидата на собеседования.

При поступлении кандидата на новое место, отдел оказывает в течение 3-х месяцев консультации работодателю и кандидату, помогая разрешать конфликты и взаимно адаптироваться.

Трудоустроенный сотрудник может уволиться и снова обратиться в ОИП; отдел трудоустройства в этом случае направляет его в службы занятости города.

На место ушедших из ОИП сотрудников принимаются новые кандидаты. Они проходят отбор на первых двух этапах. 

 

3. Описание апробации модели 

3.1 Описание ОИП «Форте принт»

Рекламно-производственное полиграфическое предприятие полного цикла. Включает:

  • руководство, бухгалтерию, отдел кадров, хозяйственный отдел, транспортный отдел и курьерскую службу
  • отдел дизайна и верстки 
  • отдел по работе с заказчиками 
  • отдел принт-менеджеров и типографию

В типографию включен цех ручных работ, в котором трудятся люди с инвалидностью. Цех занимается постпечатной обработкой продукции.

В штате цеха 88 работников с инвалидностью. Созданы специально организованные рабочие места. Для работы с сотрудниками привлекаются наставники, мастера из состава предприятия (ежедневная работа), сторонние специалисты для проведения отдельных мероприятий (например, проведение тренингов, тестирований, психологических консультаций).

Конечной задачей цеха является профессиональная подготовка каждого сотрудника и сопровождение его на свободный рынок труда полиграфической отрасли.

3.2 Описание процессов для достижений целей

К основным относятся 5 процессов:

  1. профессиональная ориентация
  2. социально-трудовая адаптация
  3. производственная адаптация
  4. профессиональная реабилитация/подготовка
  5. сопровождаемое трудоустройство

1. Профессиональная ориентация

Главный акцент ставится на медико-физиологическом аспекте: соответствие состояния здоровья требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Так, человек, страдающий расстройством зрения, не может претендовать на профессию водителя.

Профессиональная ориентация проводится как первично (по отношению к инвалидам детства, прежде не работавшим), так и вторично — по отношению к людям, безвозвратно утратившим возможность заниматься своей прежней профессией.

Процесс сохраняет классические цели профориентации

  • оказание поддержки в процессе выбора профиля работы и сферы будущей профессиональной деятельности 
  • профессиональное самоопределение в условиях ограничения свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда

Алгоритм процесса профориентации 

 

Мероприятие

Комментарии

1. Знакомство с соискателем

Осуществляют психолог, руководитель производства. Основным документом является индивидуальная программа реабилитации. 

Для опроса необходимо составить формализованные карты-опросники. 

Итог — социально-психологический портрет соискателя по утвержденной в организации форме.

2. Подготовка рекомендаций

Осуществляют коллегиально психолог, руководитель производства, менеджер отдела по сопровождению. Составляется на основе сопоставительного анализа рекомендаций ИПР, запроса соискателя, перечня профессий, востребованных на рынке труда и возможностей организации в направлении трудовой и производственной адаптации. 

3. Знакомство соискателя с предложенными профессиями

Соискатель вместе со специалистом, подготовившим рекомендации, обсуждает предложения и уточняет свой выбор.

4. Консультация психолога и врача по поводу выбранной профессии

После знакомства соискателя с профессиями и сделанного выбора соискатель должен принести заключение от врача и психолога. 

Как вариант, возможно посещение МСЭ.

5. Устройство на этап трудовой адаптации

Первичная трудовая адаптация проводится под наблюдением медицинских работников и психолога, поэтому она должна быть приближена к медицинским учреждениям.

Если соискатель сохраняет первичные трудовые навыки, вторичная трудовая адаптация может осуществляться уже на базе интеграционного производства с плавным переходом в производственную адаптацию.

5а. Устройство на этап производственной адаптации

Если у соискателя хорошо развиты трудовые навыки, по решению ключевого специалиста (МСЭ, консилиум специалистов) он может сразу поступать на этап производственной адаптации.

 

2. Социально-трудовая адаптация 

Ориентирована на людей, не имеющих или утративших навыки труда вплоть до бытовых. Это может относиться к инвалидам детства, которым в силу медицинской парадигмы инвалидности и гиперопекающей позиции семьи не прививались навыки труда, включая навыки самообслуживания. Также это может относиться к людям, утратившим трудоспособность вследствие тяжелых неврологических расстройств (например, инсульт).

Способность человека к труду включает:

  • способность осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте
  • способность взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях
  • способность к мотивации труда
  • способность соблюдать рабочий график
  • способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности)

Именно этот смысл труда и способности к труду лежит в основе данного процесса, соответственно, его цель можно сформулировать следующим образом: сформировать у работников-инвалидов способности к трудовой деятельности, независимо от сферы дальнейшего их применения.

 

Алгоритм процесса социально-трудовой адаптации

 

Данный процесс реализуется на производственной базе, с одной стороны, образовательных/коррекционных учреждений и учреждений медицинской реабилитации, с другой — на базе ОИП в подготовительном цехе. 

Мероприятие

Комментарий

1. Знакомство с соискателем

Проходит при участии медицинского персонала учреждений, мастеров производственного обучения, наставников.

Каждый специалист при этом знакомстве решает свои профессиональные задачи. После знакомства проводится консилиум, обмен рекомендациями и выработка общего плана действий по адаптации.

2. Освоение корпоративных и трудовых правил ИП 

Осуществляют руководитель производства среднего звена, специалист по технике безопасности, наставник.

Главная задача — познакомить соискателя с корпоративными правилами ОИП, техникой безопасности и выработать совместно базовые правила поведения на работе.

3. Выработка трудовых навыков

Осуществляют мастер производственного обучения, наставник. На этот процесс, как правило, приходят соискатели с ментальными расстройствами или с последствиями тяжелых неврологических расстройств. Поэтому выработка любого навыка может быть затруднена. Целесообразно расчленять относительно сложные операции на простые составные части и обучать им.

4. Закрепление трудовых навыков

Осуществляют мастер производственного обучения, наставник. На стадии закрепления трудовых навыков можно объединить элементы более сложных навыков. Для автоматизации навыка необходимо большое число повторов и длительное время.

5. Решение вопроса о производственной адаптации

Решают коллегиально руководитель производства, мастер, наставник. По итогам трудовой адаптации принимается решение о дальнейшей работе с кандидатом. Если соискатель с трудом усвоил трудовые навыки, он остается на этапе трудовой адаптации. Если трудовые навыки освоены успешно, соискателя можно переводить в производственный цех ОИП. 

6. Социальная и психологическая реабилитация

Осуществляет психолог, наставник

Главная задача социально-психологической адаптации инвалидов — подготовить соискателей к взаимодействию со здоровыми людьми, сформировать мотивацию на интеграцию в обществе и социальные навыки, способствующие этому. 

7. Курация наставника

Помимо обучения трудовым навыкам, наставник должен прививать соискателю социальные навыки.

8. Процедуры медицинской реабилитации

Осуществляет лечащий врач на этапе освоения первичных трудовых навыков.

Эти процедуры выполняются лечащими врачами, носят индивидуальный характер и в настоящем руководстве обсуждаться не будут. 

 

3. Производственная адаптация 

Рассматривается как процесс и результат приспособления к наиболее адекватному и оптимальному усвоению и выполнению социальных функций, связанных с производственной деятельностью на конкретном предприятии. Производственная адаптация — двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

Цель процесса — оказание помощи человеку, чтобы он смог как можно быстрей приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей с максимальной отдачей. 

Процесс адаптации включает все ее аспекты:

  • физиологическая составляющая — процесс формирования у работника устойчивой системы функциональных связей, обеспечивающей эффективное выполнение работы при наименьших энергетических и духовных затратах организма 
  • профессиональная составляющая — процесс овладения инвалидом необходимыми знаниями, навыками и мастерством, умением быстро ориентироваться в производственных ситуациях, программировать и контролировать свои трудовые действия
  • социально-психологическая составляющая — более или менее полное осознание работником объективного характера условий и содержания труда и соответствие их внутренней структуре личности, системе ее интересов, установок и ценностных ориентаций
  • общественно-организационная составляющая — освоение организационных требований (выполнение режимов работы, распорядка дня, должностных инструкций, распоряжений начальства и др.) 
  • экономическая составляющая — знакомство с системой экономических стимулов, условиями оплаты труда и различных выплат

Алгоритм процесса производственной адаптации

 

 

Работа происходит на базе ИП в производственном цехе.

Мероприятие

Комментарий

1. Прием нового сотрудника

Осуществляют руководитель производства, мастер ОИП. 

Проводится в форме собеседования, на котором обе стороны оговаривают правила сотрудничества. Соискателю выдвигаются режимные и дисциплинарные требования, подписываются соответствующие соглашения. 

2. Введение в ситуацию работы

Осуществляют руководитель производства, мастер ОИП, специалист по технике безопасности.

Соискателю необходимо показать весь производственный цикл для того, чтобы у него формировалось общее ощущение работы на конечную цель и он почувствовал себя интегрированным в производственный процесс. 

 

Этот этап проводится в виде семинара, представляющего полный производственный цикл, в котором участвуют инвалиды, с экскурсией по производству.

Проводится инструктаж по технике безопасности. 

3. Физиологическая адаптация 

Осуществляют психолог, мастер, наставник.

В процессе формирования физиологической адаптированности к труду у инвалида выделяется три этапа:

а) начальный этап (врабатывания): низкая работоспособность, несовершенство функционирования систем организма, высокие и неадекватные выполняемой работе энергетические и психические затраты организма;

б) переходный этап, длительность которого определяется тяжестью, напряженностью и условиями выполняемой работы, а также ее соответствием состоянию здоровья работника;

в) конечный этап физиологической адаптированности: — высокая и устойчивая работоспособность, — адекватные выполняемой работе энергетические и психические затраты. 

 

Этот этап осуществляется с помощью следующих мер:

— постепенного освоения инвалидами отдельных операций по видам работ 

— постепенного роста объема работ в зависимости от психофизического состояния работника

— регулярными перерывами в работе

— проведением специальных адаптационных тренингов и занятий

Период формирования устойчивой физиологической адаптации к труду в зависимости от тяжести, напряженности и условий труда колеблются от 6 месяцев до 1,5 лет. 

4. Социально-психологическая адаптация

Осуществляют психолог, наставник.

Социально-психологическая составляющая приспособления к труду рассматривается как процесс формирования личного отношения инвалида к выполняемой работе, осознания им характера и содержания труда, своей ответственности за выполняемую работу, получение удовлетворения от своей деятельности. Удовлетворенность трудом во многом объясняет стойкость закрепления работника на рабочем месте или наоборот — его увольнение или желание уволиться.

 

Осуществляется с помощью проведения специальных тренингов:

— адаптационных,

— мотивационных,

— командной работы, работы в смешанном коллективе,

— личностного роста.

5. Общественно-организационная адаптация

Осуществляет руководитель производства, наставник.

Предполагается, что в процессе этого вида адаптации происходит освоение организационных требований, к которым относится выполнение режимов работы, распорядка дня, должностных инструкций, распоряжений начальства. Здесь создаются связи и отношения между инвалидом-работником и предприятием, которые упорядочивают их взаимодействие в соответствии с требованиями производства. Трудовая дисциплина является важнейшим объективным показателем организационной адаптации. Для характеристики организационной адаптации инвалида используются показатели его удовлетворенности организацией труда в основном непосредственно на рабочем месте (сменностью, ритмичностью работы и ее соответствием специальности, состоянием оборудования и инструмента).

 

Осуществляется с помощью:

— проведения организационно-административных мероприятий (собрания), 

— использования системы морального поощрения и наказания,

— проведения производственных соревнований.

6. Производственная адаптация

Осуществляют мастер, наставник

Профессиональная составляющая приспособления к труду — это процесс овладения инвалидом необходимыми знаниями, навыками и мастерством, умением быстро ориентироваться в производственных ситуациях, программировать и контролировать свои трудовые действия.

Длительность и успешность адаптации определяется: сложностью и особенностями содержания работы, соответствием психофизиологических качеств и способностей работника требованиям профессиональной деятельности (пригодностью к работе), социально-психологическими установками в отношении выполняемой работы. Важное значение в формировании устойчивой профадаптации инвалидов отводится приспособлению рабочего места, оборудования и технологического процесса к особенностям патологии инвалида.

Данная работа осуществляется мастерами и наставниками в процессе производственной деятельности ОИП непосредственно на рабочих местах в индивидуальном порядке. Кроме того содействие профадаптации оказывают проводимые специальные тренинги, описанные выше.

 

В большинстве профессий сроки профессиональной адаптации — 3-6 месяцам работы. В профессиях, сложных по содержанию, в том числе, творческих, достижение профессионального мастерства требует более длительного времени.

7. Экономическая адаптация

Осуществляет руководитель производства, наставник в рамках собеседований, собраний.

Экономическая адаптация — знакомство с системой экономических стимулов, новыми условиями оплаты своего труда и различных выплат.

8. Консультирование по реабилитационной работе

Осуществляют консультант по реабилитационной работе, психолог. 

На всех этапах адаптационного процесса необходимо коллегиальное наблюдение за инвалидом, чтобы не допустить срыва адаптации и ухода соискателя с работы. 

Поскольку основную реабилитационную работу на этом этапе осуществляет производственная среда, консилиумы проходят по запросу мастера или наставника ОИП.

9. Решение вопроса о постоянном трудоустройстве

Осуществляют коллегиально руководитель производства, мастер, наставник, консультант по реабилитационной работе. 

В среднем процесс производственной адаптации продолжается от 1,5 до 2 лет. По окончании этого срока консилиум должен решать вопрос о форме постоянного трудоустройства соискателя. Если за этот период он оказался не готов к свободному рынку труда, он остается на ОИП еще на подготовительный срок или соискатель отправляется в бюро МСЭ. Этот механизм позволит ОИП оказывать помощь другим инвалидам, не обременяя себя людьми, которые оказались недостаточно перспективными для свободного рынка.

 

4. Профессиональная реабилитация/подготовка

Процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Процесс комплексный, в нем задействованы процессы, которые осуществлялись на всем протяжении подготовки инвалида. 

Программа реабилитации включает ряд мероприятий и услуг:

  • доработка ИПР: рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда для бюро МСЭ
  • выявление профессиональной ориентации в ходе работы инвалида на ОИП
  • профессиональное обучение по профессиям ОИП или переподготовка на новые виды профессий/работ в соответствии с профориентацией
  • доработка ИПР: рекомендации технических средств реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда
  • сопровождение на рынок труда

 

Алгоритм процесса профессиональной подготовки

Мероприятие

Комментарий

1. Рекомендации для доработки ИПР

Осуществляют консультант по реабилитационной работе, наставник, психолог.

В ходе профессиональной подготовки соискателя выявились новые аспекты способностей и возможностей инвалида, которые рекомендуется отразить в ИПР инвалида бюро МСЭ.

2. Выявление профессиональной ориентации

Проводится аналогично п. 1 «Профессиональная ориентация» по результатам работы инвалида в производственном цехе ИП.

3. Профессиональное обучение

Осуществляют мастер производственного обучения, наставник, специалист в выбранной отрасли переподготовки.

В соответствии с профориентацией инвалид проходит обучение профессиям в производственном цехе ОИП. Используется индивидуальный подход к каждому сотруднику. Мастер производственного обучения проводит инструктаж по выполнению каждого вида работ в соответствии с существующем на ОИП «Перечнем работ и операций» и разработанной программой подготовки сотрудников по вакансиям ОИП. В процессе освоения специальности участвует наставник ОИП.

В случае переподготовки сотрудника, который не хочет/не может работать по специальностям ОИП, он проходит переподготовку по выбранной специальности из предложенных на ОИП, либо отправляется в центр занятости населения города для дальнейшей переподготовки и трудоустройства.

4. Рекомендации технических средств

Осуществляется коллегиально специалистом МСЭ, консультантом по реабилитационной работе ОИП при участии мастера производственного обучения. 

На этапе профессиональной реабилитации наиболее актуальным становится технический аспект реабилитации, включающий технические средства реабилитации и эргономические приспособления рабочего места. 

Это могут быть необходимые для выполнения работы по профессии рабочие приспособления (тифлотехнические, сурдотехнические и др. средства) и специальные требования по организационно-технической и эргономической адаптации рабочего места применительно к особенностям патологии инвалида.

Однако разработка специального рабочего места для инвалида должна осуществляться с учетом индивидуальных возможностей инвалида, его антропологических особенностей, специфики производственного процесса. Сформированные рекомендации поступают в бюро МСЭ для корректировки ИПР инвалида.

5. Сопровождение на рынок труда

Процесс представлен ниже в п. 5.

 

5. Сопровождение инвалида на свободный рынок труда

Цель — поддержка инвалидов в период производственной адаптации на новом рабочем месте. Причем речь идет о так называемых «реальных» рабочих местах — таких, где:

  • заработная плата выплачивается по обычной ставке для работы на тех же условиях, что и для всех других работников
  • работа помогает человеку удовлетворять свои жизненные цели и устремления
  • роль сотрудника с инвалидностью ценится руководителями и коллегами
  • работа предполагает аналогичные часы присутствия на рабочем месте, сопоставимые с другими сотрудниками, и включает безопасные условия труда

При сопровождении на рынок труда инвалиду помогает менеджер отдела сопровождаемого трудоустройства ОИП, или, как принято его называть, персональный помощник.

 

Алгоритм процесса сопровождаемого трудоустройства 

 

Мероприятие

Комментарий

1. Составление резюме соискателя

Осуществляют наставник совместно с персональным помощником по трудоустройству.

Правила составления резюме используются общепринятые, однако необходимо отразить те компенсаторные механизмы и наработанные профессиональные навыки, которые позволят инвалиду выполнять работу наравне со здоровыми коллегами, а в чем-то даже превышая их результат.

2. Анализ потребностей и подбор вакансий

Осуществляет персональный помощник. 

Рассматриваются потребности инвалида, в том числе территориальное, потребности работодателей в выбранной сфере.

3. Поддержка самоопределения соискателя

Осуществляют наставник совместно с персональным помощником.

Выбор рабочего места должен оставаться за инвалидом, это важно с позиций его удержания на работе достаточно длительное время. Роль наставника как доверенного лица для соискателя в том, чтобы обсудить все плюсы и минусы, направить на решение и поддержать его.

4. Привлечение работодателя

Осуществляет персональный помощник.

Его главная задача — эффективно организовать встречу соискателя с работодателем. Замотивированный на прием инвалида, работодатель может использовать дополнительные аргументы в поддержку выбора соискателя. Или, наоборот, во время встречи могут быть обсуждены такие нюансы, которые покажут иррациональность данного выбора.

5. Знакомство с работой

Осуществляет персональный помощник ОИП, мастер производства-работодателя.

Соискателю необходимо предоставить возможность познакомиться с работой, еще не будучи принятым в штат. Это повысит вероятность осознанного выбора.

6. Составление совместного плана поддержки на рабочем месте

Осуществляют наставник производственного этапа ОИП, наставник производства-работодателя.

В адаптационный период инвалид будет нуждаться в поддержке на рабочем месте. Правительством Москвы предусмотрено выделение средств работодателям на введение должности наставника. Тем не менее, инвалид будет также нуждаться в поддержке человека, который курировал его на этапе производственной адаптации, например, наставника. План поддержки должен быть составлен с учетом обеих персон и согласован с работодателем.

7. Курация в период адаптации на рабочем месте

Осуществляет персональный помощник ОИП.

Курация проводится в соответствии с составленным планом. При необходимости к курации привлекаются врач и психолог реабилитационного учреждения, продолжающий курировать инвалида.