В психоневрологических интернатах (ПНИ) необходимо создавать эффективную реабилитационную среду для гарантирования пациентам достойного качества жизни и профилактики снижения у них психофизических способностей, развития трудовых и психологических навыков жизнедеятельности. 

Модульная программа реабилитации

Основана на методах трудотерапии — трудовые навыки, профессиональные знания и способность к труду у большинства больных сохраняются. Ресоциализация достигается благодаря систематической занятости трудом: он «восстанавливает» личность даже у больных, много лет находившихся в стационаре. 

Из чего состоит программа 

Это система мероприятий, конечный итог которых — повышение уровня адаптации больных к окружающим условиям, восстановление их социального статуса с возможностью частичной интеграции в общество (в том числе трудоустройства). 

Антистигмационный эффект программы достигается за счет привлечения предприятий коммерческого сектора, заинтересованных в развитии программ корпоративной социальной ответственности.

Цель 

Восстановление социального статуса пациентов ПНИ возрастом от 16 до 45 лет с их подготовкой к посильной трудовой деятельности. 

Принципы 

Сочетание выработки практических трудовых навыков с расширением кругозора и формированием у инвалидов новых знаний. 

Задачи 

  • «активизировать сознание пациентов» и содействовать компенсации дефектов их психики и умственному развитию
  • обучить самообслуживанию и производственным навыкам
  • приучить к активности и общению, работе в коллективе
  • развить эмоционально-волевую сферу, побудить к действию и желанию улучшить себя
  • дифференцировать пациентов по склонностям и трудовым возможностям, предпочтениям
  • укрепить в сознании пациентов мысль, что они не одиноки и могут быть полезны обществу

Адаптивность и возможность тиражирования

Принципы и особенности программы позволяют гибко подходить к задачам реабилитации:

  • модульный формат (все процессы взаимодействия участников программы регламентированы)
  • единство методологического подхода, основанного на индивидуализированном отношении к больному
  • методическое обеспечение каждого этапа 
  • управление проектом происходит через автоматизированную информационную систему (АИС) 

Результаты

  • отработанная модель (социальная технология) комплексной социально-трудовой реабилитации с разработанной методической базой
  • работающие системы сопровождения и наставничества как фактор передачи навыков и знаний
  • передача ПНИ онлайн-инструмента по созданию и проведению реабилитационных программ
  • формирование толерантных установок общества и работодателей к людям с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями
  • снижение степени напряженности общественного мнения в отношении реформы ПНИ 

Методологические основы:

  1. Методологический подход предполагает интеграцию трудового процесса (от знакомства с предметом до изготовления готового изделия) с реабилитационными задачами, такими как развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, мотивации, способности к организации личного пространства, формирование основ межличностных отношений и творческих способностей и др. 

Программа реабилитации — это комплекс интерферентных процессов, в результате которых инвалид оказывается в поле сразу нескольких социально-средовых факторов, оказывающих строго дифференцированное, но комплексное воздействие на клинико-социальный статус, что позволяет постепенно приблизить его к интеграции в общество. Взаимодействуя и пересекаясь друг с другом во влиянии на личность инвалида и его социальное функционирование, они обеспечивают комплексность воздействия. 

  1. Методика программ (рациональные формы производственного процесса, формы организации, виды и режимы труда, мотивационные мероприятия) учитывает особенности заболевания каждого инвалида, степень выраженности дефектов психики и умственного развития, его мотивации и индивидуальных операциональных возможностей, а также личностных интересов и склонностей.

Реабилитационный процесс организуется поэтапно и состоит из последовательных несложных операций изготовления готового изделия с разъяснениями на каждом этапе самых простых вещей, закреплением навыков и знаний. 

Пример. При занятии по выращиванию растений, обучающемуся инвалиду мы объясняем, что из посаженного семени вырастает растение, благодаря регулярному поливу оно лучше развивается, от рыхления в почву лучше поступает вода и воздух и т.п. Также мы обеспечиваем обратную коммуникативную связь через направляющие вопросы: зачем ты копаешь, что выросло, зачем поливаешь?

При подборе видов работ и организации обучения должны соблюдаться основные требования:

  • небольшие по объему задания, простые по характеру, не требующие длительного напряжения внимания и его распределенности
  • любая операция разбивается на приемы, обучение каждому приему идет с постепенным наращиванием сложности процессов
  • цикличность операций, неоднократное повторение пройденного материала, что обусловлено трудностью формирования трудовых навыков у ментальных инвалидов и их нестойкостью
  1. Группы участников формируются по психофизическим показателям возможностей на основе отбора (тестирование, опрос, заключение психолога, лечащего врача, специалиста по профессиональной реабилитации и др.), апробированной Фондом в рамках проекта «Первый опыт» (профессиональная подготовка инвалидов на предприятиях г. Москвы).

Распределение больных с различными формами психических заболеваний по типу дефекта психики и степени работоспособности необходимо для более правильного и дифференцированного назначения форм трудовой терапии (коллективной и индивидуальной), режимов и характера труда.

Регламентация всех процессов, методическое обеспечение, реабилитационные планы и другие сопроводительные, аналитические и информационные материалы всегда доступны в АИС, что позволяет специалистам разного профиля интегрироваться в процесс в любой момент реализации проекта.

Реабилитационный модуль

Отбор (формирование референтных групп пациентов)

Отбор кандидатов проводят специалисты группы приема:

  • психологи
  • специалисты профессиональной реабилитации
  • лечащий врач

Главными критериями оценки работоспособности больных с глубокими постпроцессуальными и врожденными дефектными состояниями являются:

  • тип дефекта психики
  • степень его компенсации
  • степень сохранности личности

С помощью психологов оцениваются:

  • высшие психические функции (когнитивные, познавательные функции, обусловливающие уровень работоспособности, обеспечивающие восприятие, усвоение, хранение информации)
  • эмоционально-волевая сфера (оказывает непосредственное влияние на работоспособность и продуктивность)
  • уровень депрессивности, который снижает адаптационные возможности инвалида, нарушает микросоциальное функционирование индивида (в коллективе), снижает социальный статус
  • степень сензитивности — характеризующей особенности человека, проявляющейся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.
  • мотивационная сфера, готовность к обучению и трудовой деятельности.

С учетом указанных выше критериев определяются формы организации (бригадно-звеньевая, операционно-групповая, профессионально-индивидуальная и др.), виды и режимы труда. Кроме того, психологическая диагностика личности в каждом отдельном случае ставит перед реабилитологами специфические задачи воздействия на личностные особенности (психокоррекция, психотерапия).

Численность групп не превышает 10 человек. Их однородность позволяет проводить работу дифференцированно, применяя в каждой группе подходящую методику.

Этап №1. Трудовая занятость

Участники вовлекаются в занятие нерегламентированной трудовой деятельностью: двумя-тремя последовательно повторяющимися действиями. Могут использоваться простые орудия и приспособления. Наставник оценивает работу с точки зрения качества, темпа выполнения, заинтересованности в результатах.

Этап служит способом адаптации инвалидов в новых условиях. Вовлечение инвалида в трудовую занятость позволяет оценить: 

  • сформированность трудовых навыков
  • степень эмоционально-волевых нарушений и особенности формирования мотивации к трудовой деятельности
  • устойчивость в процессе работы 
  • и спрогнозировать дальнейшие реабилитационные и развивающие мероприятия 

Для части инвалидов такая реабилитация может быть единственно возможной и максимально достижимой из-за низкого уровня реабилитационного потенциала. 

Этап №2. Трудовая терапия

Пациенты целенаправленно вовлекаются в трудовую деятельность для её воздействия на психофизические функции организма, восстановление моторных функций, трудовых и профессиональных навыков, личностно-психологической сферы инвалида, развития мотивационно-потребностной сферы и формирования (восстановления) установки на труд.

Труд же представляет собой комплекс ручных действий, обеспечивающих осуществление конечного результата через достижение промежуточных целей. Допускается относительная свобода в последовательности действий, специальных профессиональных знаний на данном этапе реабилитационного процесса не требуется. Доступность труда — важный, но не исчерпывающий принцип трудотерапии. Операции достаточно трудны и постепенно усложняются.

Этап №2 рассматривается как начальный этап профессиональной реабилитации. При восстановлении утраченных навыков появляется возможность возвращения к прежней (либо на сниженном уровне) профессиональной деятельности. 

Этап №3. Трудовое обучение

Приобретаются профессиональные навыки, корректируется личностно-эмоциональная сфера и поведение, создаются предпосылки для интеграции инвалида в социум. 

Каждого работника из числа инвалидов знакомят и обучают отдельным операциям, акцентируя внимание на качестве выполняемых работ. Обучение проводится наставниками, предварительно прошедшими подготовку по профессиональной реабилитации инвалидов.

Сроки обучения операциям не регламентируются, так как носят индивидуальный характер.

С учетом оценки трудового потенциала каждого инвалида, проведения оценок результативности труда, качества выполнения освоенных операций, мотивации к работе, достижения определенного уровня производительности, принимается коллегиальное решение о переводе пациента на этап профессиональной подготовки и последующего трудоустройства, либо продолжения процесса получения профессиональных навыков.

Трудовое обучение дает им возможность обучиться счету, обогащает речь (специальные систематические занятия – правильно каждый раз называть предметы, материалы, инструменты), увеличивает запас слов, понятий, представлений. Прекрасный способ, чтобы научить их распознавать цвета, формы и размеры. Дает возможность для овладения приемами ориентировки в пространстве (левая, правая стороны, верх, вниз, день, ночь). Использование трудового обучения в воспитательных целях помогает формировать личностные качества: самостоятельность, умение преодолевать трудности, настойчивость. 

Этап №4. Трудоустройство

 

Мотивационные программы

У инвалидов из ПНИ наблюдаются патологии эмоционально-волевой сферы. У пациентов с тяжелой ментальной инвалидностью (например, олигофренией) заболевание характеризуется недоразвитостью высших психических функций, несформированностью личности, а значит, недостаточностью мотивационных и волевых побуждений. Но возможность развития этой сферы всё же есть.

Поэтому важно внедрение мотивационных программ, чтобы повысить с их помощью результативность труда и одновременно развивать мотивационную сферу. 

Предусмотрены различные механизмы воздействия в сочетании с формами организации труда, побуждающие ментальных инвалидов к активному труду:

  1. материальная заинтересованность (получение денег и принадлежность к группе зарабатывающих деньги), стремление к соревнованию, желание получить положительную оценку своего труда
  2. стремление к коллективу, общение, отношение к труду как средству общения; здесь основа – направленность на функцию общения в процессе труда. Например, включение инвалида с данным типом мотивации в бригаду, где каждый выполняет свой тип работы, итогом которого является выпуск готовой продукции, обеспечит постоянные производственные связи членов между собой и будет способствовать развитию коммуникативных навыков
  3. привлекательность действий, совершаемых в процессе труда, т.е интересна операциональная сторона процесса. Например, в качестве одного из вариантов стимулирования можно использовать в работе яркие разноцветные материалы. Часто развитие сноровки и ловкости, которые наблюдают у себя пациенты, также становятся стимулами к работе.

Ещё один важный мотив — осознание общественно-полезной значимости выполняемой работы.

 

Архитектура реабилитационного пространства

Важно правильно смоделировать реабилитационную среду ПНИ — динамическую сеть взаимосвязанных педагогических, психологических и социальных событий, способных выступить интегрированным условием личностного развития инвалида, восстановления у него основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса.

Эффективность средового воздействия достигается за счет:

  • целостности при сохранении гетерогенности как элементов реабилитационного пространства (каждый элемент реабилитационного пространства имеет свои задачи и функции), так и связей между ними (все элементы взаимосвязаны и составляют одно целое)
  • единства методологического подхода и методик, ориентированных на восстановление социального статуса инвалида
  • «маршрутизации», основанной на оптимальных планировочных решениях для реабилитационной среды, которые сами являются источниками реабилитационного воздействия
  • «вариабельности», что предполагает возникновение множества сценариев в архитектурно-планировочном решении, связанных со сменой реабилитационных процессов и текущими задачами специалистов, задействованных в программе
  • профиля и компетенций привлеченных специалистов, способных к реализации современных социальных технологий, которые обеспечивают непрерывность реабилитационного процесса и его комплексность.