Программа тренингов по адаптации инвалидов с мнестико-интеллектуальным снижением к профессиональной деятельности в смешанном коллективе

Люди с такими нарушениями имеют мотивацию игровую или направленную на получение социального одобрения. Наиболее очевидную и существенную роль в процессе трудовой адаптации играют показатели общей социализации, характеристики коммуникативной сферы, а также когнитивного функционирования. 

Поэтому тренинги направлены на развитие памяти и внимания, овладение навыками саморегуляции и уверенного поведения. 

На протяжении всей программы большое внимание уделено когнитивной сфере. В занятия каждого блока привнесены специальные упражнения (знакомство, разминки и т.п.), а с базовыми темами программы предложено работать с помощью техник, влияющих на поддержание и развитие когнитивных функций.

Важно: из-за низкой усвояемости большого объема материала необходимо периодически проводить обобщающие занятия, которые помогают участникам вспомнить и актуализировать уже пройденный материал. 

Также, практика Фонда показала, что попытки давать теоретический материал (даже в очень упрощенной форме) приводят к быстрому затуханию интереса и низкой усвояемости. Поэтому мы рекомендуем максимально увеличивать объем поведенческих техник и упражнений. 

Цели программы

  • Повышение психологической готовности участников к профессиональной деятельности в условиях смешанного коллектива. 
  • Формирование и развитие навыков социализации, коммуникативных умений, навыков саморегуляции. 
  • Повышение мотивационной включенности в трудовую деятельность.

Общие ожидаемые результаты 

  1. Улучшение произвольной саморегуляции и повышение работоспособности участников.
  2. Более осознанное и ответственное отношение к социальным нормам и правилам поведения, принятым в коллективе, стремление к социальной интеграции.
  3. Ориентация на социально одобряемое поведение и продуктивное взаимодействие с коллегами.
  4. Более осознанное отношение к трудовой деятельности.

Структура программы

Название блока

Цель блока в процессе
проф. адаптации

Цели блока в процессе обучения

Миним. кол-во занятий

Примечания 

Базовые навыки социализации

Углубление представления о факторах, способствующих/мешающих социализации

Формирование направленности на соблюдение принятых в трудовом коллективе правил и норм поведения 

Повышение степени осознанности участниками моделей своего поведения в обществе.

Адаптация к предлагаемому формату обучения

Формирование мотивационной направленности на усвоение предлагаемого материала

Повышение степени ответственности участников за результаты обучения.

4

Данный блок фактически представляет модель социализации участников, поскольку они оказываются перед проблемой необходимости включения в процесс взаимодействия с группой и ориентации на правила, регулирующие это взаимодействие

Развитие коммуникативных навыков

Развитие более адаптивных форм межличностного взаимодействия в трудовом коллективе

Снижение эмоциональной напряженности участников, сопутствующей необходимости взаимодействия с коллективом

Совершенствование навыков общения между участниками

8

Данный блок включает работу над базовыми навыками, лежащими в основе успешного межличностного функционирования участников, и затрагивает как когнитивный, так и эмоциональный аспекты этого процесса.

Развитие навыков уверенного поведения

Формирование направленности на преодоление трудностей, возникающих в рамках профессиональной деятельности и взаимодействия в трудовом коллективе

Развитие стратегий совладающего поведения

Повышение стрессоустойчивости

Подведение итогов обучающего курса

Формирование направленности на использование полученных в процессе обучения ресурсов для развития своей трудовой деятельности

8

Данный блок призван усилить мотивацию участников, направленную на достижения, ослабив, в то же время, мотивацию избегания неудач. 

Обобщающий блок 

Ассимиляция полученных навыков и опыта

Повторение и обобщение предыдущей информации, обсуждение полученных навыков в рамках их использования в производственной деятельности и социальной жизни

4

Данный блок — это повторение участниками предыдущих тем, а так же итоговая отработка навыков в ролевых играх, основанная на обратной связи от наставников. Подведение итогов цикла занятий. 

 

Оценка эффективности программы

Для анализа эффективности прохождения участниками данной программы были выделены три общих критерия:

  • Уровень общей социализации
  • Уровень развития коммуникативных навыков
  • Уровень развития поведенческих навыков

По каждому из блоков программы мы также выделили ряд критериев для экспертной оценки достижений участников, прямо или косвенно связанных с основными показателями эффективности программы.

 

Блок №1. Базовые навыки социализации

Цель блока

Сформировать поведенческие паттерны, способствующие большей социализации участника.

Ожидаемые результаты

  • участник придерживается правил и норм поведения, принятых в коллективе: выглядит опрятно, соблюдает дисциплину, удерживает корректную дистанцию в общении и т.п.
  • имеет представление о своих ролевых позициях и соотносит их с контекстом ситуации (дифференцирует ситуации общения с сотрудниками/начальством/родными/незнакомыми людьми и ведет себя соответствующим образом)
  • учитывает факторы, способствующие/мешающие социализации
  • ориентирован на использование способов поведения, помогающие в социализации.

Задачи блока

  • Дать представление о факторах, влияющих на успешность социализации
  • Помочь участникам исследовать репертуар своих ролевых позиций
  • Улучшить ориентацию в многообразии существующих социальных ролей, ролевую гибкость
  • Повысить мотивацию к соблюдению правил и норм, принятых в коллективе

Критерии оценки:

  • опрятность внешнего вида 
  • успешность использования социальных ритуалов
  • ориентация на соблюдение правил работы группы.

Критерии оценки блока №1

Ф.И.О. участника

Критерии оценки

Опрятность внешнего вида

Успешность использования социальных ритуалов

Ориентация на соблюдение правил работы группы

 

Иванов И.И.

 

0/1/2/3

 

0/1/2/3

 

0/1/2/3

 

Критерий

Степень выраженности критерия

0

Не проявлен

1

Низкая степень выраженности

2

Средняя степень выраженности

3

Высокая степень выраженности

Опрятность внешнего вида

Выглядит неряшливо.

Выглядит не очень опрятно.

Внешний вид в целом соответствует установленным нормам.

Выглядит аккуратно.

Успешность использования социальных ритуалов

Не прибегает к использованию социальных ритуалов в группе (не здоровается, не прощается, не удерживает дистанцию в общении, не выказывает признаков доброжелательности по отношению к другим участникам и т.п.).

К использованию социальных ритуалов в группе прибегает редко.

Как правило, ориентирован на соблюдение социальных ритуалов. 

Выражена ориентация на использование социальных ритуалов при взаимодействии в группе.

Ориентация на соблюдение правил работы группы

Не учитывает правила работы группы в своем поведении.

Склонен нарушать правила работы группы.

Стремится соблюдать правила работы группы.

Строго придерживается правил работы группы.

 

Тематический план блока №1

Тема

Цель

Задачи

Тема 1.
Первичное знакомство

Обеспечение необходимых условий для включения участников в процесс групповой работы.

  • Знакомство участников друг с другом
  • Знакомство с правилами и принципами групповой работы
  • Постановка целей и задач тренинга
  • Выявление ожиданий участников от тренинга
  • Создание положительного эмоционального настроя по отношению к обучению

Тема 2.
Правила и нормы

Формирование у участников направленности на соблюдение общепринятых правил и норм поведения. 

  • Знакомство с принятыми в обществе правилами и нормами поведения
  • Самооценка ориентированности на их соблюдение каждым из участников
  • Осознание позитивных и негативных последствий соблюдения/несоблюдения этих правил

Тема 3. Социальные роли

Улучшение ориентации участников в многообразии социальных ролей, повышение ролевой гибкости.

  • Знакомство с многообразием социальных ролей
  • Осознание присущих каждому участнику ролевых позиций
  • Выделение критериев их отличия
  • Знакомство с несвойственными для участников социальными ролями в условиях ролевой игры

Тема 4. Социальные ритуалы

Формирование направленности на корректное использование социальных ритуалов в своем поведении.

  • Изучение видов социальных ритуалов
  • Отработка навыка эффективного использования социальных ритуалов в своем поведении

 

Блок №2. Развитие коммуникативных навыков

Цель блока

Формирование и развитие навыков общения, необходимых для адаптации участников в условиях смешанного коллектива.

Ожидаемые результаты:

  • способен инициировать знакомство
  • может представить себя собеседнику
  • умеет поддержать беседу
  • проявляет ориентированность на собеседника в процессе общения
  • может донести необходимую информацию и понимает смысл сказанного собеседником
  • способен открыто выражать свою точку зрения.

Задачи блока 

  • Обучение навыкам установления контакта
  • Развитие навыков вербального общения
  • Формирование способности восприятия невербальной информации
  • Развитие способности к распознаванию эмоций
  • Овладение навыком эффективной самопрезентации

Критерии оценки:

  • точность восприятия информации
  • точность передачи информации
  • уровень общей коммуникативной направленности

Критерии оценки блока №2

Ф.И.О. участника

Критерии оценки

Точность восприятия информации

Точность передачи информации

Уровень общей коммуникативной направленности

 

Иванов И.И.

 

0/1/2/3

 

0/1/2/3

 

0/1/2/3

 

Критерий

Степень выраженности критерия

0

Не проявлен

1

Низкая степень выраженности

2

Средняя степень выраженности

3

Высокая степень выраженности

Точность восприятия информации

Невнимателен по отношению к говорящим, прерывает их, инструкции ведущего не усваивает. 

Часто невнимателен по отношению к говорящим, инструкции ведущего усваивает после дополнительных разъяснений.

Редко отвлекается в процессе групповой дискуссии, инструкции усваивает сразу либо после незначительных пояснений.

Внимательно слушает других участников, легко усваивает сказанное ими, понимает инструкции после первого предъявления.

Точность передачи информации

Не может логически-связно выразить свою мысль, даже при посторонней помощи. Остается не понят другими участниками.

Высказывается в основном односложно, не объясняя своих мыслей, либо проявляет многоречивость, теряя смысловую нить разговора.

Может испытывать незначительные затруднения в выражении своих мыслей, в целом демонстрирует логичность и связность речи, развернутость высказываний.

Высказывается развернуто и понятно, не испытывая затруднений при выражении мыслей.

Уровень общей коммуникативной направленности

Не проявляет инициативы при взаимодействии в группе, крайне замкнут, неохотно вступает в контакт. 

Не проявляет инициативы в процессе группового взаимодействия, однако откликается на попытки вовлечения со стороны ведущего/других участников.

Проявляет инициативу при взаимодействии с некоторыми участниками группы, достаточно легко идет на контакт.

Проявляет интерес и активно общается с другими участниками группы.

 

Тематический план блока №2 

Тема

Цель

Задачи

Тема 1. Навыки общения

Введение в тему блока. Формирование и раскрытие представления о коммуникативных навыках.

  • Осознание важности общения в повседневной жизни и его места в трудовой деятельности
  • Анализ специфики общения в трудовом коллективе
  • Знакомство с репертуаром базовых навыков межличностного общения
  • Самоанализ участниками уровня развития своих основных навыков общения 
  • Актуализация стремления участников к совершенствованию своих коммуникативных навыков

Тема 2. Знакомство и установление контакта

Развитие навыка знакомства и установления контакта.

  • Осознание важности умения устанавливать контакт с другими людьми
  • Анализ факторов, мешающих/способствующих успешному установлению контакта
  • Отработка навыков знакомства и установления контакта в рамках ролевой игры

Тема 3. Самопрезентация

Формирование и развитие навыка самопрезентации.

  • Знакомство с понятием самопрезентации
  • Формирование списка своих умений
  • Формирование умения рассказать о себе в позитивном ключе
  • Знакомство с правилами составления резюме
  • Отработка навыка профессиональной самопрезентации в условиях ролевой игры

Тема 4. Вербальное общение

Развитие навыков вербального общения.

  • Знакомство с понятием вербального общения
  • Развитие точности передачи информации
  • Развитие точности восприятия получаемой в процессе общения информации
  • Формирование направленности на собеседника в процессе общения

Тема 5. Невербальное общение

Формирование умения воспринимать и понимать невербальный компонент общения для повышения коммуникативной компетентности.

  • Знакомство с понятием невербального общения
  • Осознание важности учета невербальной информации в процессе межличностной коммуникации
  • Повышение точности восприятия невербальной информации
  • Обучение навыкам контроля за использованием средств невербального общения

Тема 6. Подведение итогов

Анализ и обобщение полученного опыта, мотивация участников на его реализацию в повседневной жизни.

  • Подведение итогов блока занятий, посвященного коммуникативным навыкам

 

Блок №3. Развитие навыков уверенного поведения

Цель блока 

Формирование навыков уверенного поведения, способствующего процессу адаптации в условиях смешанного трудового коллектива.

Ожидаемые результаты:

  • владеет способами эмоциональной саморегуляции
  • умеет ставить перед собой цели и планировать действия по их достижению 
  • знает о конструктивных способах поведения в конфликтных ситуациях
  • почувствовал уверенность в себе

Задачи блока

  • Обучение способам эмоциональной саморегуляции
  • Отработка навыков конструктивного решения конфликта
  • Знакомство с навыками планирования и целеполагания
  • Подведение итогов обучающего курса

Критерии оценки:

  • эмоциональная саморегуляция
  • адекватность самооценки
  • целенаправленность.

Критерии оценки блока №3 

Ф.И.О. участника

Критерии оценки

Эмоциональная саморегуляция

Адекватность самооценки

Уровень мотивации

 

Иванов И.И.

 

0/1/2/3

 

0/1/2/3

 

0/1/2/3

 

Критерий

Степень выраженности критерия

0

Не проявлен

1

Низкая степень выраженности

2

Средняя степень выраженности

3

Высокая степень выраженности

Эмоциональная саморегуляция

Эмоциональные реакции не поддаются сознательному контролю и коррекции, препятствуют продуктивному выполнению тренинговых заданий. Часто не соответствуют ситуации обучения. Могут лежать в основе нарушения установленных в группе правил и норм поведения.

Эмоциональные реакции, возникающие в процессе обучения, могут снижать продуктивность выполнения тренинговых упражнений, а также лежать в основе нарушения установленных в группе правил и норм поведения.

Способен осознавать и контролировать личные эмоциональные реакции, возникающие в процессе обучения, ориентируясь на групповые правила и нормы, а также предлагаемые учебные задачи.

Осознает и успешно контролирует собственные эмоциональные реакции, возникающие в процессе обучения, ориентируясь на групповые правила и нормы, а также предлагаемые учебные задачи.

Адекватность самооценки

Не способен занимать рефлексивную позицию по отношению к самому себе и адекватно судить о своих личностных особенностях. Не может дать оценку своим действиям в процессе обучения.

Суждения, касающиеся особенностей своего характера, скудны. Часто оказывается не способен адекватно оценить успешность выполнения предлагаемых заданий. Демонстрирует завышенную/заниженную самооценку.

Способен адекватно оценить успешность своих действий в процессе обучения, выносить суждения, касающиеся своих личностных особенностей. При этом имеет тенденцию к преувеличению своих реальных достоинств/недостатков.

Суждения об особенностях своего поведения и характера глубоки и реалистичны. Оценка успешности выполнения предлагаемых заданий соответствует действительному положению дел.

Уровень мотивации

Поведение ситуативно. Отсутствует ориентация на цели, задаваемые рамками тренинга.

Формально принимает цели, задаваемые рамками тренинга, не вникая в значение предлагаемых упражнений для достижения этих целей.

Ориентирован на цели, задаваемые рамками тренинга. Осознает значение конкретных упражнений для их достижения. 

Ориентирован на цели, задаваемые рамками тренинга. Наделяет их личностным смыслом, преобразуя во внутренние стимулы для развития. Предлагаемые упражнения воспринимает с точки зрения конкретных задач, ведущих к достижению поставленных целей. 

 

Тематический план блока №3

Тема

Цель

Задачи

Тема 1. Эмоциональная саморегуляция

Развитие способности управлять своим эмоциональным состоянием. 

  • Знакомство с понятием психической саморегуляции
  • Формирование активной установки на изменение своего нежелательного состояния
  • Овладение навыком мышечной релаксации
  • Обучение приемам самостоятельного формирования позитивных психоэмоциональных состояний

Тема 2. Конфликт

Развитие навыка конструктивного решения конфликта.

  • Знакомство с понятием конфликта
  • Формирование адекватной установки по отношению к конфликтам
  • Знакомство с факторами, провоцирующими и предотвращающими конфликт
  • Отработка навыков конструктивного решения конфликта

Тема 3. Планирование и целеполагание

Формирование и развитие навыка планирования.

  • Осознание роли планирования и целеполагания в достижении желаемых результатов
  • Обучение правилам постановки позитивных жизненных целей
  • Постановка участниками целей на ближайшее будущее

Тема 4. Подведение итогов

Анализ и обобщение полученного опыта, мотивация участников на его реализацию в повседневной жизни.

  • Подведение итогов блока, посвященного развитию навыков уверенного поведения

 

Блок №4. Обобщающий блок

Цель блока 

Повторение и обобщение предыдущей информации и полученных навыков для успешного включения их в производственную деятельность и социальную жизнь.

Ожидаемые результаты:

  • соблюдает установленные правила и нормы, использует социальные ритуалы
  • использует коммуникативные навыки в межличностном общении: умеет представить себя, рассказать о себе, ориентирован на конструктивное общение 
  • использует социально желаемое поведение, более уверенно применяет поведенческие паттерны во взаимодействии с другими
  • пробует применять разнообразные способы коммуникации и поведения в межличностном взаимодействии.

Задачи блока

  • Тренировка навыков использования социальных ритуалов, норм и правил
  • Тренировка навыков самопрезентации
  • Тренировка навыков поведения в различных социальных ситуациях и саморегуляции
  • Подведение итогов обучающего курса

Критерии оценки:

  • уровень поведенческой компетентности
  • уровень коммуникативной компетентности
  • уровень мотивации.

Критерии оценки блока №4 

Ф.И.О. участника

Критерии оценки

Эмоциональная саморегуляция

Адекватность самооценки

Уровень мотивации

 

Иванов И.И.

 

0/1/2/3

 

0/1/2/3

 

0/1/2/3

 

Критерий

Степень выраженности критерия

0

Не проявлен

1

Низкая степень выраженности

2

Средняя степень выраженности

3

Высокая степень выраженности

Уровень поведенческой компетентности

Поведение не поддаётся сознательному контролю и коррекции, не соответствует выполнению тренинговых заданий. Часто не соответствуют ситуации обучения. Не соблюдаются установленные в группе правила и нормы поведения.

Поведение не соответствует выполнению тренинговых упражнений, а также проявляются выраженные нарушения установленных в группе правил и норм поведения.

Способен осознавать и контролировать поведенческие реакции, возникающие в процессе обучения, ориентируясь на групповые правила и нормы, а также предлагаемые учебные задачи.

Осознает и успешно контролирует поведенческие реакции, возникающие в процессе обучения, ориентируясь на групповые правила и нормы, а также предлагаемые учебные задачи.

Уровень коммуникативной компетентности

Не способен вербально и невербально взаимодействовать с другими.

Способности вербального и невербального взаимодействия скудны. 

Способен к вербальному и невербальному взаимодействию с другими. Может использовать стандартные правила и нормы коммуникации, использует ритуалы общения. 

Способен к вербальному и невербальному взаимодействию с другими. Может использовать разнообразные формы взаимодействия с другими в рамках установленных социальных правил и норм коммуникации,.

Уровень мотивации

Поведение ситуативно. Отсутствует ориентация на цели, задаваемые рамками тренинга.

Формально принимает цели, задаваемые рамками тренинга, не вникая в значение предлагаемых упражнений для достижения этих целей.

Ориентирован на цели, задаваемые рамками тренинга. Осознает значение конкретных упражнений для их достижения. 

Ориентирован на цели, задаваемые рамками тренинга. Наделяет их личностным смыслом, преобразуя во внутренние стимулы для развития. Предлагаемые упражнения воспринимает с точки зрения конкретных задач, ведущих к достижению поставленных целей. 

 

Тематический план блока №4

Тема

Цель

Задачи

Тема 1. Социализация

Развить навык соблюдения правил и использования социальных ритуалов

  • Напомнить информацию о понятии «социализация»
  • Актуализировать информацию о нормах, правилах в обществе и социальных ритуалах
  • Отработка навыков социальных ритуалов в ролевых играх

Тема 2. Коммуникация

Развить вербальное умение взаимодействовать с другими

  • Актуализировать понятия «общение», его виды
  • Актуализировать понятие о «вербальном» и «невербальном» общении
  • Отработка навыков коммуникации, используя разные способы взаимодействия

Тема 3. Поведение

Развитие нормативных поведенческих паттернов в социуме

  • Актуализация поведенческих норм, правил
  • Отработка различных поведенческих паттернов в ролевых играх

Тема 4. Мотивация. Подведение итогов

Ориентировать участников на практическое применение полученных навыков

  • Подведение итогов обучающей программы
  • Разбор ожиданий и результатом от программы 
  • Выявление выгод от результатов программы
  • Планирование использования полученных умений и навыков