Мы провели опрос среди 1000+ сотрудников предприятий, готовых предоставить рабочие места инвалидам: 75% из них не возражают против работы с инвалидами. 

Ведущая мотивация «за»: «инвалид имеет такие же права, как и я». 

Ведущие мотивы «против»

  • «инвалид потребует больше внимания к себе, чем обычный сотрудник, это будет отнимать время» 
  • «инвалид может вести себя неадекватно и ему неловко будет сделать замечание».

62% опрошенных не знают, как следует вести себя с инвалидами

Мы рекомендуем провести для сотрудников ознакомительные семинары, чтобы прояснить такие вещи, как: 

  • склонность к позитивной и негативной стигматизации инвалидов 
  • психологические особенности инвалидов
  • особенности их адаптационного периода

У инвалидов период адаптации к коллективу длится дольше, чем у обычных сотрудников 

Выход на новую работу — стрессовый фактор для любого человека. У инвалидов есть еще и определенные личностные особенности, связанные с наличием инвалидизирующего заболевания. Поэтому период адаптации становится для них очень непростым: 

  • они испытывают тревогу и подозрительность 
  • им кажется, что их все судят 
  • коллектив воспринимает их как конфликтных и нетерпимых, склонных к панике людей 

Не имеющие ограничений в труде и жизни коллеги могут также испытывать неловкость и жалость, воспринимать инвалида как страдающего и лишенного многих возможностей. Все это побуждает коллектив избегать прямых контактов с новым сотрудником, что дестабилизирует его самого и ухудшает социально-психологический климат в компании. 

Небольшое, но важное совещание перед началом профориентации

Бывает полезно рассказать коллективу, что доброжелательность при контактах с коллегами — важная часть трудовой адаптации не только инвалида, но и любого нового сотрудника. «Вхождение в коллектив» пройдет намного быстрее и мягче, если сослуживцы будут активно инициировать разговоры с новичком — как формальные, так и неформальные.

Если у сотрудников возникают вопросы по поводу состояния здоровья нового человека, следует отвечать на них честно. Люди имеют право знать, с кем им предстоит работать. Поэтому имеет смысл сказать о некоторых психологических и поведенческих особенностях человека, который приходит в трудовой коллектив. Следует также объяснить, как вести себя с инвалидами, на что обращать внимание, какие темы не стоит затрагивать. 

Распространенные заблуждения

Зачастую, у инвалидов более низкая квалификация, поэтому подобрать соответствующую их возможностям работу бывает сложно: им может потребоваться большее количество перерывов, индивидуальный режим труда и отдыха. Это не встречает понимания у коллег и воспринимается как «поблажки» со стороны руководства. Задача работодателя — вовремя прояснять подобные ситуации, чтобы все сотрудники понимали обоснованность изменений. 

Кроме того, сохранить работу для сотрудника с инвалидностью чрезвычайно важно в силу финансовых причин: работа для него — это, прежде всего, деньги. Поэтому они стараются выполнить рабочие обязанности максимально качественно и относятся к промахам и ошибкам гораздо внимательнее и серьезнее. 

Это может порождать негативный отклик среди коллег: 

  • излишнее рвение оценивается как попытка «выслужиться», 
  • а законные поощрения могут вызывать зависть 

Выход — разъяснять людям, что инвалидам гораздо сложнее найти работу в случае увольнения, поэтому они нацелены на то, чтобы работать максимально эффективно. Более того, они даже склонны закрывать глаза на небольшие нарушения и «прессинг», только бы не оказаться перед необходимостью менять место работы.

Люди с инвалидностью работают также и для того, чтобы быть полноценным членом общества. Помимо материальных ценностей, работа для них имеет очень важную социальную функцию – ощущение себя полноценным человеком благодаря трудовой занятости.

Векторы адаптации людей с инвалидностью

Цель социальной адаптации – нормальные взаимоотношения с коллегами по работе и начальниками. Новичок не должен испытывать внутреннего дискомфорта в общении с теми, кто дольше него работает в компании. 

Рабочая адаптация заключается в том, что одновременно с социальной адаптацией, сотрудник проникает в суть новых рабочих обстоятельств.

Профессиональная адаптация — это понимание собственной профессии в свете новой работы. Некоторые профессиональные ресурсы могут оказаться здесь невостребованными, а другие, напротив, потребуют дальнейшего развития и совершенствования. Необходимо также хорошее понимание сотрудником своих профессиональных перспектив. 

Профессиональная адаптация предполагает плотное взаимодействие сотрудника с непосредственным руководителем. Идеальным является вариант, когда к новичку «прикрепляется» специалист, который дает рекомендации, руководит первыми профессиональными шагами (трудовой наставник). Такая система позволит ближе познакомиться с новым человеком в коллективе, а коллектив сможет лучше узнать его. 

Успех адаптации зависит во многом именно от человеческого отношения к новому сотруднику и от его отношения к новой работе.