Правильное восприятие ситуации

Важно сразу принять позицию, что у людей с инвалидностью — так же, как и у всех потенциальных работников — есть свои устремления, желания и карьерные цели. В подавляющем большинстве случаев сотрудники с инвалидностью работают с эффективностью, сравнимой с эффективностью других сотрудников или лучше. 

До сих пор сильны барьеры адаптации инвалидов в нашем обществе — стереотипное мышление и устаревшие представления о том, что люди могут и чего не могут. Болезней, которые навсегда приковывают человека к постели и требуют постоянного ухода, не так много. И только часть из них не предполагает выздоровления и улучшения вообще. 

Все остальные, повлекшие за собой инвалидность, ничего не меняют в желании человека быть активным и полноправным членом общества.

Особенности «врабатывания» в коллектив

Средний период адаптации к трудовому коллективу у обычных сотрудников составляет от нескольких месяцев до года. У сотрудников с инвалидностью он дольше. На предприятиях, где работает много таких сотрудников, средний уровень адаптации и вовсе приближается к таковому у обычных людей.

Существуют и гендерные различия: 

  • женщины-инвалиды, которые впервые устраиваются на работу, адаптируются быстрее 
  • мужчины-инвалиды легче преодолевают период трудностей при повторной смене работы, и помощь им нужна реже 

Сотрудник с инвалидностью тратит в среднем больше времени на «врабатывание» в коллектив, чем здоровый человек и сталкивается с ограничениями в приобретении и использовании новых профессиональных навыков. 

Важно: после адаптации, большинство таких работников выполняют принятые в компании объёмы работ без задержек.

Личностные и коммуникативные особенности новых сотрудников

Личностные особенности сотрудников с инвалидностью специфичны. В силу трудностей, с которыми они сталкиваются ежедневно, они часто производят впечатление конфликтных и нетерпимых. 

Также для них характерна низкая стрессоустойчивость: даже небольшие затруднения в работе могут вызвать у них панику. Разумеется, при должной поддержке коллег подобные ситуации будут происходить редко (или не будут происходить совсем).

Также социально-психологический контакт новых сотрудников с коллегами и руководителями часто обусловлен сложившимся образом инвалида как страдающего, неполноценного и лишенного возможностей человека. Это не так. 

Коллеги, которые не имеют ограничений в труде и жизни, могут испытывать неловкость, сочувствие и жалость. Все это побуждает коллектив избегать прямых контактов с новым сотрудником, что, конечно, дестабилизирует его самого и ухудшает социально-психологический климат в компании. Со временем этот социальный «вакуум», как правило, рассасывается. 

С чего начать?

Заранее собрать коллектив на совещание и рассказать, что доброжелательные контакты с коллегами — важная часть трудовой адаптации не только инвалида, но и любого нового сотрудника

«Вхождение в коллектив» пройдет намного быстрее и мягче, если сослуживцы будут активно инициировать разговоры с новичком — как формальные, так и неформальные.

Отношение сотрудников с инвалидностью к работе

Часто трудоустройство таких людей сопряжено со снижением квалификации и сложностями подбора соответствующей их возможностям работы: инвалиду может потребоваться большее количество перерывов, индивидуальный режим труда и отдыха. 

Это часто не встречает понимания у коллег и воспринимается как «поблажки». Задача руководителя — вовремя прояснять подобные вопросы, чтобы остальные сотрудники понимали обоснованность любых изменений. 

Кроме того, сохранить работу для сотрудника с инвалидностью чрезвычайно важно в силу финансовых причин: работа для него — это, прежде всего, деньги. Поэтому они стараются выполнить рабочие обязанности максимально качественно и относятся к промахам и ошибкам гораздо внимательнее и серьёзнее. 

Это может порождать негативный отклик среди коллег: излишнее рвение оценивается как попытка «выслужиться», а законные поощрения вызывают зависть. Решить проблему можно, разъясняя людям, что инвалидам гораздо сложнее найти работу после увольнения, поэтому они нацелены на то, чтобы работать максимально эффективно. Более того, они даже склонны закрывать глаза на небольшие нарушения и «прессинг», лишь бы только не оказаться перед необходимостью менять место работы.

Также люди с инвалидностью работают для того, чтобы быть полноценным членом общества. Помимо материальных ценностей, работа для них имеет очень важную социальную функцию — ощущение себя полноценным человеком благодаря трудовой занятости.

Направления адаптации в компании

Адаптация проходит по трем векторам: социальному, рабочему и профессиональному.

Цель социальной адаптации — нормальные взаимоотношения с коллегами по работе и начальниками. Новичок не должен испытывать внутреннего дискомфорта в общении с теми, кто дольше него работает в компании. 

Рабочая адаптация заключается в том, что одновременно с социальной адаптацией, новый сотрудник проникает в суть новых рабочих обстоятельств.

Наконец, профессиональная адаптация — это понимание своей профессии в свете новой работы. Некоторые профессиональные ресурсы могут оказаться здесь невостребованными, в то время как другие, напротив, требуют дальнейшего развития и совершенствования. Также необходимо, чтобы новый сотрудник хорошо понимал свои профессиональные перспективы.

Профессиональная адаптация предполагает плотное взаимодействие нового сотрудника с непосредственным руководителем. Идеальным является вариант, если к новичку «прикрепляется» человек, который дает рекомендации, руководит первыми профессиональными шагами (например, наставник, МТС или неформальный лидер). Такая система позволит ближе познакомиться с новым человеком в коллективе, а коллектив сможет лучше узнать его. 

Успех адаптации во многом зависит именно от чисто человеческого отношения к новому сотруднику и от его отношения к новой работе. 

Руководство должно быть готово к тому, чтобы не требовать успехов от нового сотрудника по крайней мере в первый месяц работы, а о его полной адаптации в компании можно говорить спустя только три месяца или полгода. 

Что обязательно нужно сделать

Вот какую работу нужно провести с коллективом, чтобы он хорошо принял нового сотрудника с инвалидностью. 

  • Соберите команду и до появления нового сотрудника расскажите ей о нём.
  • Если у сотрудников возникли вопросы по поводу состояния здоровья нового человека, ответьте на них предельно честно и исчерпывающе. Люди имеют право знать, с кем им предстоит работать.
  • Если есть возможность, пригласите на собрание специалиста, который подробно расскажет, как вести себя с инвалидами. Какие вопросы стоит задавать, а каких тем касаться не нужно.
  • Постарайтесь расположить людей к новому сотруднику. Расскажите, в чем его ценность для компании.