Участники программы проходят профессиональную подготовку и посещают тренинги. 

Цикл профориентации и обучения по одной вакансии (на одном предприятии) длится 2 месяца. За один цикл каждый практикант приобретает профессиональные навыки не менее чем по 4 вакансиям. 

Организация профессиональной подготовки на предприятиях

ЭТАП №1

На предприятиях подготавливаются рабочие места, где проходят профессиональную подготовку лица с инвалидностью.

ЭТАП №2 

Предприятия-партнеры разрабатывают программу проф.подготовки и обязательно согласовывают её с организатором мероприятий по профориентации инвалидов в городе.

Программа состоит из этапов-модулей, в рамках которых практиканты знакомятся со стандартами трудовых и социальных навыков для работы на предприятиях. 

Модули №№1-2 — адаптация к социо-профессиональной деятельности

Модуль 1. Знакомство с техникой безопасности и охраной труда согласно правилам внутреннего распорядка на предприятии

  • Вводный инструктаж 
  • Знакомство с должностной инструкцией
  • Инструктаж по технике безопасности:
    • на рабочем месте
    • при использовании инструментов
    • при использовании подручных материалов и химикатов
    • при погрузочно-разгрузочных и упаковочных работах
    • при перемещении по цехам и территории предприятия
  • Инструктаж по правилам пожарной безопасности 
  • Инструктаж по охране труда на предприятии:
    • инструктаж по охране труда по конкретной специальности
    • инструктаж по охране труда при перемещении по предприятию и территории
  • Инструктаж по электробезопасности

Модуль 2. Знакомство со стандартами предприятий

  • Стандарт внешнего вида, стандарт рабочей одежды
  • Правила санитарии и гигиены
  • Стандарт содержания в порядке рабочего места
  • Правила поведения на рабочем месте 
  • Правила устного общения, речевые модули и ситуации
  • Правила взаимодействия с сотрудниками по горизонтали и вертикали иерархической структуры 
  • Стандарт процедуры взаимодействия с другими службами предприятия
  • Правила внутреннего трудового распорядка

Модули №1 и №2 дают практикантам понятия о профессиональной сознательности, организационной культуре предприятия, гигиене, подобающем внешнем виде, соблюдении техники безопасности. 

Модули №№3-6 — адаптация практикантов к профессиональной среде

Модуль 3. Ознакомление с функциональными обязанностями работника (список рабочих функций).

Модуль 4. Знакомство с оборудованием

  • Название инструментов/приборов/устройств
  • Знакомство с их назначением и применением
  • Приобретение навыков пользования: ножницы, спицы, иголки, ручные станочки, бытовые приборы, складское оборудование, ПК, сканер, телефон/факс и т.д.
  • Обучение эксплуатации и обслуживанию рабочих технических средств и рабочих мест

Модуль 5. Знакомство с продукцией, в изготовлении которой участвует практикант

  • Виды продукции, ее применение
  • Знакомство с материалами, из которых она изготавливается (бумага, ткань, кожа, пластмасса, дерево…)
  • Изучение подручных материалов, которые используются при ее изготовлении, приобретение навыков пользования ими (скотч, клей, кисти, краски, нитки, пленка…)

Модуль 5А. Знакомство с услугами, которые оказываются в рамках специальности

  • Виды услуг, их назначение (гостиничные, библиотечные, косметические и др. услуги)
  • Знакомство с материалами, которые используются при их оказании (бытовая химия, бумажная продукция, лаки, краски, косметика, парфюмерия и др.)
  • Навыки работы с клиентом, порядок обслуживания клиента и ведения документации

Модуль 6. Освоение профессиональных навыков по специальности

Практиканты усваивают, из каких этапов состоит работа, как и в какой последовательности выполняются эти этапы, какие требования предъявляются к человеку, чтобы выполнить работу (например, знание инструментов и умение ими пользоваться, какие условия необходимы для выполнения каждого этапа работы). 

ЭТАП №3 

Предприятия-партнеры назначают наставников из числа своих сотрудников. В их задачу входит подготовка практикантов по профессии.

ЭТАП №4 

Организатор профподготовки выделяет из числа своих сотрудников менеджеров трудового сопровождения. В их функции входит: 

  • выявление проблем при прохождении профподготовки на предприятиях, информирование о них организатора 
  • контроль над прохождением профессиональной подготовки
  • помощь в налаживании взаимодействия между практикантами и наставниками
  • мониторинг процесса профессиональной социализации практикантов
  • проведение еженедельных опросов наставников касательно профессиональной подготовки практикантов. Наставники оценивают динамику развития социальных и профессиональных навыков практикантов и их способность к выполнению данной деятельности. Менеджеры дают наставникам критерии, на основании которых они еженедельно начисляют баллы каждому практиканту.