Оценка трудовых навыков и психофизиологических возможностей практикантов

Профессиональная адаптация на каждом предприятии оценивается по шкале от 0 до 3 баллов. Критерием отсева является получение оценки 1 и ниже по хотя бы одному из следующих критериев: 

  • отношение к работе 
  • способность усваивать вербальную информацию
  • способность учиться 

Если кандидат пренебрежительно относится к труду или не способен учиться и усваивать вербальную информацию, делается вывод о его непригодности к трудовой деятельности, поскольку именно эти критерии являются основополагающими в профессиональном становлении. 

Наставники и менеджеры сопровождения проводят анализ профессиональной адаптации по каждой из специальностей, приобретаемых практикантами.

1. Производительность труда 

Мера результативности труда. Измеряется количеством продукции, выпущенной в единицу времени.

0  — Низкая производительность труда. Нарушение хода выполнения работ.

1 — Невысокая производительность труда, не вызывающая нарушений в ходе выполнения работ.

2 — Производительность труда средняя.

3 — Производительность труда выше среднего.

2. Отношение к работе (мотивация

Желание и интерес выполнять данную работу

0 — Не заинтересован в работе, не желает выполнять требования наставника.

1 — Не очень заинтересован в работе. Выполняет свою работу с усилием, «из-под палки».

2 — Склонен в большей степени проявлять интерес к выполняемой работе.

3 — К процессу труда относится с интересом, внимательно слушает наставника. С удовольствием выполняет работу.

3. Качество работы 

Соответствие выполненной работы эталону, нормативу

0 — Низкое качество работы, очень много ошибок в выполнении.

1 — Невысокое качество работы.

2 — Качество работы выше среднего.

3 — Высокое качество работы, не допускает (или практически) ошибок.

4. Мелкая моторика рук 

Совокупность скоординированных действий, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук 

0 — Неразвитая мелкая моторика, неразвитый хватательный рефлекс, неспособность совершать мелкие движения. Нарушение хода выполнения работ.

1 — Неразвитая мелкая моторика, замедляющая ход выполнения работ.

2 — Возможность совершать мелкие движения руками, затрачивая определенные усилия и время.

3 — Развитая мелкая моторика, развитый хватательный рефлекс, возможность совершать мелкие частые движения руками.

5. Способность понимать вербальную информацию 

Способность понимать и анализировать поступающую информацию в речевой форме от других людей в процессе общения, выполнения задачи

0 — Не понимает и не усваивает вербальную информацию

1 — Понимает и усваивает вербальную информацию с 3-4 объяснения

2 — Понимает и усваивает вербальную информацию со 2 объяснения

3 — Понимает и усваивает вербальную информацию, словесные инструкции мгновенно

6. Концентрация внимания

0 — Не способен к концентрации, расфокусированное внимание, постоянно отвлекается, нарушая ход выполнения работ

1 — Концентрация внимания снижена, замедление хода выполнения работ.

2 — Концентрация внимания в норме, случаются отвлечения от выполняемой работы.

3 — Хорошо концентрируется на задаче, не отвлекается в течение длительного времени.

7. Запоминание информации

0 — Не запоминает информацию, низкий объем памяти

1 — Запоминает необходимую информацию с трудом, с 3-4 объяснения

2 — Запоминает необходимую информацию со 2 объяснения в полном или частичном объеме

3 — Хорошо запоминает основную необходимую информацию с первого объяснения

8. Утомляемость

Временное снижение функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, проявляющееся ухудшением количественных и качественных показателей этой работы (снижением работоспособности), и обычно сопровождающееся ощущением усталости. 

0 — Высокая степень утомляемости, нарушающая ход выполнения работ

1 — Наличие утомляемости и снижения производительности труда спустя небольшие промежутки времени, замедление хода выполнения работ

2 — Средняя степень утомляемости, способность работать долгое время, но со снижением производительности труда

3 — Низкая степень утомляемости, способность работать долгое время, не испытывая усталости

 

Оценка соответствия возможностей практиканта требованиям к выполнению трудовых операций 

Что делает наставник?

  1. Отслеживает освоение трудовых операций практикантами, дает еженедельный отчет менеджеру о степени освоения определенных операций. 
  2. Выделяет основные требования к трудовым операциям, которым практикант должен соответствовать, чтобы выполнять данную работу 
  3. Выставляет общую оценку по каждой трудовой операции, освоенной практикантом, а также оценивает, соответствует ли подопечный тому или иному требованию к данной конкретной операции.

Как выставляются баллы:

0 — не владеет операцией / не соответствует требованию к операции

1 — выполняет операцию с большим количеством ошибок/ соответствует требованию в малой степени

2 — выполняет операцию хорошо, случаются ошибки/ соответствует требованию в средней степени

3 — полностью владеет операцией/ полностью соответствует требованию.

Окончательная оценка после прохождения практики на каждом предприятии представляет среднее арифметическое и позволяет впоследствии оценить скорость и эффективность социальной адаптации кандидата. Критерием отсева является получение оценки 1 и ниже по критерию «трудовая дисциплина». В случае грубого и регулярного нарушения трудовой дисциплины можно сделать вывод о низкой мотивации кандидата к труду и пренебрежении деятельностью. 

Оценка производится с целью выявления прогресса в развитии каждого практиканта. Прогресс или его отсутствие должны быть отражены в оценочных бланках.

Бланк оценки социальных и трудовых навыков практикантов на предприятии

Предприятие________________________________________________________________________________________________________

Специальность______________________________________________________________________________________________________

Дата_______________________________________________________________________________________________________________

 

ФИО практиканта

Критерии для оценки

Производительность труда

Отношение к работе

Качество работы

Способн. усваивать вербальную инф-цию

Концентрация внимания

Запоминание 

инф-ции

Мелкая моторика рук

Утомляемость 

Труд. дисциплина

Коммуникативные навыки (общение)

Культура поведения на производстве

Работа в команде

                         
                         

 

1 — Критерий выражен на низком уровне

2 — Критерий выражен на слабом уровне

3 — Критерий выражен на хорошем уровне

4 — Критерий выражен в высокой степени

 

Бланк оценки соответствия возможностей практиканта требованиям к выполнению трудовых операций на предприятии

Предприятие ______________________________
Специальность ___________________________
Дата _______________________

Особые условия производства (шум, запахи, освещенность) ____________________________________________________________

 

Основные трудовые операции

Требования к основным трудовым операциям

ФИО практиканта

           

выполнение труд. операции

соответствие требованию к операции

выполнение труд. операции

соответствие требованию к операции

выполнение труд. операции

соответствие требованию к операции

выполнение труд. операции

соответствие требованию к операции

выполнение труд. операции

соответствие требованию к операции

выполнение труд. операции

оответствие требованию к операции

                           
                           
                           

 

  1. Не владеет операцией/ Не соответствует требованию к операции
  2. Выполняет операцию с большим количеством ошибок/ соответствует требованию в малой степени
  3. Выполняет операцию хорошо, случаются ошибки/ соответствует требованию в средней степени
  4. Полностью владеет операцией/ полностью соответствует требованиям

Проверочное тестирование на знание критериев оценки

  1. Работник каждый день опаздывает на 20 минут без объяснения причины, какую оценку по трудовой дисциплине ему стоит поставить? (1)
  2. Практикант регулярно ведет себя неряшливо на своем рабочем месте: оставляет крошки после приема пищи, не убирает за собой и пр. Какой это критерий оценки, и какой балл по нему он заслуживает? (культура поведения на производстве — 1)
  3. Большую часть рабочего времени практикант занят играми в собственном телефоне, о нарушении какого (-их) критерия (-ев) можно говорить? (трудовая дисциплина — 1, отношение к работе — 0 или 1, в зависимости от выполнения трудовых обязанностей)
  4. Работник активно общается в коллективе, но часто нарушая границы других людей, бывает излишне навязчив, значительно отвлекает от работы, проявляет излишнюю эмоциональность. Какой балл по командной работе стоит ему поставить? (1)
  5. Практикант из 4 часов рабочего времени работает в общей сложности один час, остальное время — отвлекается на телефон, ходит, ест и пр. О чем это может свидетельствовать (назовите причины)? (низкая мотивация к труду, высокая утомляемость, низкая концентрация внимания, халатное отношение к своим трудовым обязанностям, нечеткое понимание объема своих трудовых обязанностей)
  6. Производительность практиканта (количество выполненной работы в единицу времени) значительно ниже, чем у среднестатистического новичка — сотрудника, какой балл по производительности труда вы бы ему поставили? (1)
  7. Практикант, изредка может опоздать на работу или иногда отпрашивается. 

Оцените трудовую дисциплину (2).

  1. Практикант работает хорошо, но: 

— к концу смены производительность падает (2);

— начинает хорошо, но через час производительность снижается, надо отдохнуть (1).

  1. Практикант в целом нормально общается, но с некоторыми коллегами конфликтует.

Какие критерии рассматриваете и на сколько оцениваете (коммуникативные — 2)

  1. Практикант работает нормально, но не обращает внимания на коллег (работа в команде — 1)
  2. Практикант работает хорошо и старается, но медленно, явно не может выполнить план (производительность — 1, отношение к работе — 3)
  3. Практикант не сразу воспринимает ваше объяснение, приходится повторить (усвоение — 2).
  4. Вы объясняете и показываете практиканту, как выполнять данную работу, но он делает неправильно. Снова все показываете, опять делает не так, как вы объяснили. Начинаете сначала. И так несколько раз. Какие критерии применить и какова оценка? (способность к пониманию, концентрация внимания, запоминание информации — 1)

 

Таким образом, в ходе мониторинга процесса профессиональной подготовки менеджеры сопровождения собирают информацию и оценивают: 

  1. Уровень выполнения работы практикантом на каждом профессиональном этапе, опрашивая наставников;
  2. Возможности практикантов, способствующие/препятствующие их трудоустройству на рынке труда по показателям следующих качеств и возможностей практикантов, определяющих характер работы на свободном рынке труда:
  • способность общаться;
  • восприятие, запоминание и воспроизведение получаемой информации;
  • длительность выполнения рабочего процесса (утомляемость);
  • аккуратность: 
  • скорость работы (производительность);
  • возможность работы «на ногах», требующей частого перемещения;
  • мелкая моторика;
  • характер труда: монотонный или разнообразный, ручной или интеллектуальный.

Кроме того, менеджеры сопровождения активно взаимодействуют с трудовыми наставниками, помогая им адаптироваться к работе с инвалидами и объективно оценивать работу инвалидов.