Функции и функциональные обязанности 

Менеджер социально-трудового сопровождения (МТС) помогает людям с инвалидностью в адаптации к трудовому процессу, создает оптимальные условия для их вхождения на свободный рынок труда.

МТС проверяет требования к профессиональной подготовке обучаемого в рамках его места работы, принимает участие в приеме инвалида на обучение, участвует в планировании обучения и его реализации. Он учитывает инвалидность и нарушения развития обучаемого. Вместе с ним он проходит путь до конца обучения, а при необходимости продолжает сопровождение инвалида до окончания стажировки, содействуя в трудоустройстве на свободном рынке труда и оказывая поддержку в течение трех месяцев после самостоятельного трудоустройства. 

МТС должен сам хорошо знать предприятия, на которых проходят стажировку обучающиеся: их направления, территории, правила поведения, основные трудовые и социальные навыки, которыми должны овладеть его подопечные.

Направления работы МТС

  • Патронаж инвалидов при получении ими профессиональной подготовки
  • Содействие наставникам при трудовой реабилитации инвалидов
  • Помощь в создании специальных условий на рабочем месте для лиц с инвалидностью
  • Динамическое наблюдение и контроль профессиональной подготовки и процесса социально-трудовой адаптации инвалидов на рабочем месте

С чем должен быть знаком МТС

В правовой области:

  • с правовыми положениями профессиональной реабилитации
  • с социальными и трудовыми нормами в отношении инвалидов, их трудовыми правами и обязанностями
  • со стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов
  • с нормативными требованиями к бытовому обслуживанию лиц с инвалидностью
  • с санитарно-гигиеническими и медицинскими требованиями к участию лиц с инвалидностью в производственном процессе

В области психологии:

  • с психологическими особенностями людей с разными типами инвалидности
  • с влиянием инвалидности на способность к обучению и поведение инвалидов
  • с технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
  • с методами установления контакта с лицами с инвалидностью разного возраста, членами их семей
  • с методами наблюдения за динамикой психоэмоционального состояния практикантов в отношении проводимой с ними работы

В области социальной работы:

  • с основами этики в сфере взаимодействия с людьми с инвалидностью
  • с методами социально-трудовой адаптации инвалидов
  • с основами эксплуатации и обслуживания средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов
  • с техническими условиями и приспособлениями, повышающими производительность труда инвалидов

Обязанности МТС при подборе предприятий-партнёров программы: 

  • установить деловые контакты с администрацией и наставниками предприятий, где проходят подготовку практиканты
  • выяснить требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности на производстве
  • узнать основы документального оформления пребывания в месте назначения и обслуживания лиц с инвалидностью 
  • получить информацию об обеспечении безопасности в месте проведения профессиональной подготовки людей с инвалидностью
  • изучить план эвакуации на предприятии или в организации

Как МТС работает с предприятием 

  • Участвует в собеседовании и тестировании кандидатов
  • Изучает индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) практикантов, требования к условиям работы для каждого из них
  • Участвует в выработке рекомендаций по специальностям профессиональной подготовки практиканта
  • Контролирует размещение практикантов на месте профессиональной подготовки
  • Контролирует получение практикантами необходимых документов, в том числе пропускных карт, обеспечивающих допуск к месту подготовки; оформляет документы и/или контролирует правильность их оформления в соответствии с образцом
  • Оказывает помощь в обеспечении коммуникации практикантов с наставниками на производстве и сотрудниками предприятий
  • Содействует разрешению трудовых и социальных проблем, возникающих у практикантов
  • Содействует правильной оценке ситуации, адекватности разработки и выбора планов, достижения цели
  • Организует трудовую деятельность практикантов в соответствии с трудовым распорядком
  • Информирует наставников о характере, способностях и возможностях практикантов, помогает формировать коммуникацию со стажерами 
  • Контролирует деятельность наставника, доводит до руководителя программы сведения о проблемах в работе специалиста предприятия в качестве наставника
  • Регулярно посещает предприятия-партнеры и проводит опросы наставников в рамках проекта с последующим занесением данных в автоматизированную информационную систему (АИС)
  • Доводит до наставников требования о необходимых условиях при создании рабочих мест для инвалидов
  • Поддерживает личные контакты с практикантами, выявляет их мнения о качестве проводимой на предприятиях профессиональной подготовки
  • Доносит информацию о процессе профессиональной подготовки до руководителя программы
  • Участвует в подготовке заключений по окончании очередного цикла подготовки

Работа МТС также должна обеспечивать конфиденциальность полученных сведений.

Требуемые компетенции

Требования к образованию и обучению: освоенные программы профессионального обучения инвалидов — программы подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Он также должен иметь практический опыт такой работы.

Опыт практической работы должен составлять не менее одного года

Особые условия допуска к работе: МТС должен успешно пройти учебный курс/тренинги для менеджеров социально-трудового сопровождения, взаимодействующих с инвалидами в условиях трудового процесса.

МТС, в отличие от наставника на производстве, не работает на предприятии, где проходит обучение инвалид, но может участвовать в межпроизводственных и непроизводственных совещаниях или в мероприятиях по профессиональной реабилитации подопечного. МТС должен обладать социальными и организационными способностями и, по возможности, опытом в общении с инвалидами.

В соответствии с целями и задачами, стоящими перед менеджером социально-трудового сопровождения, а также требованиями, предъявляемыми к нему, встает проблема подготовки и/или переподготовки кадров, работающих с инвалидами. 

МТС должны знать

  • нормативно-правовые и организационные основы трудоустройства инвалидов
  • рекомендации по организации доступной профессиональной среды
  • психологические особенности разных категорий инвалидов

МТС должны уметь:

  • организовать профессиональную подготовку людей с инвалидностью на предприятиях
  • оценивать психофизиологические и социальные навыки инвалидов при прохождении ими профессиональных стажировок на основе выделенных критериев
  • в доступной форме объяснять трудовым наставникам основы оценки психофизиологических, социальных и профессиональных навыков практикантов-инвалидов на основе выделенных критериев
  • вести работу с трудовыми наставниками по предупреждению стигматизации инвалидов.

Менеджеры трудового сопровождения должны владеть:

  • методами сбора информации для анализа работы
  • методом критических случаев