Лучшие наставники — это тихие и отзывчивые люди с большим профессиональным опытом, которые пользуются уважением в коллективе. 

Будущий наставник должен обладать и определенными социально-психологическими качествами: 

  • умением слушать собеседника 
  • внимательностью
  • лояльностью и отсутствием категоричности 
  • навыками презентации
  • ораторскими способностями 
  • эмоциональной компетентностью (эмпатийными качествами) 

Наставничество нужно поручать надежному работнику, если хочется увидеть в новичке благоприятные установки по отношению к работе, высокий уровень выполнения рабочих заданий и благожелательное отношение к организации.

Кто не подходит в качестве наставника? 

Харизматичные, высокотехнологичные и/или очень общительные работники. Сложность и изобилие информации, которой они готовы поделиться с обучаемым, могут оказаться для него излишними, труднодоступными и вызвать сопротивление, усиление чувства собственной неполноценности.

Качества хорошего наставника

Это человек, в полной мере способный быть равным, т.е. относящийся к инвалидам, как людям, находящимся в более сложных обстоятельствах, но не ущербным.

Очень важно понимание наставником парадигмы, что он не оказывает благотворительную помощь, но вступает во взаимодействие, полезное и для него самого. 

Работа наставника требует времени, которое должно быть выделено не в ущерб собственным производственным обязанностям, поэтому хороший наставник  должен владеть навыками тайм-менеджмента. 

Взаимоотношения с инвалидом требуют принятия на себя определенных обязательств — как минимум, постоянства в отношениях. Развитое чувство ответственности, стабильное настроение и предсказуемые поведенческие реакции дополняют список желаемых качеств. 

Наставники должны быть чувствительны к неудачам, разочарованиям и неуверенности, которые испытали многие молодые люди с ограниченными возможностями. Однако, у наставников должны быть сформированы защитные механизмы, чтобы не переносить на себя переживания неудачи и не вовлекаться в них, т.е. не становиться созависимым. Эта задача успешно решается обучением наставников.

Еще одни важные качества — доступность и открытость, которые помогают подопечному расслабиться и поощряют его к доверительным контактам. 

С другой стороны, эта чувствительность не должна приводить к тому, чтобы наставники боялись говорить правду. Если они считают, что инвалид не подходит для работы, которую он ищет, наставник не должен бояться сказать ему об этом.