№1. Определение поведенческих ожиданий от обучаемого и разработка с ним Плана личного развития 

Первоначальный список поведенческих ожиданий содержит базовые требования к трудовой дисциплине и взаимоотношениям в коллективе. Они должны быть доступно сформулированы, легко запоминаться и приниматься обучаемым. 

Затем наставник совместно с обучаемым вырабатывают цели на ближайший период до следующей встречи. Цели должны быть: 

  • конкретными 
  • измеримыми 
  • достижимыми 
  • уместными в данных условиях 
  • и рассчитанными по срокам достижения

Успехи на первых шагах дополняют лист ожиданий более сложными требованиями — меняются и цели.

№2. Поощрение самостоятельного управления обучением 

Действия наставника не должны нарушать ежедневных рабочих отношений ученика и линейного менеджера. Учеников нужно поощрять принимать собственные решения в любой возникшей на рабочем месте ситуации. Наставник — не уполномоченный по разрешению конфликтов: в конфликт он вмешивается лишь в крайних случаях. Роль наставника сводится к обсуждению принятых и реализованных решений и оценки их адекватности рабочей ситуации. 

№3. Обеспечение поддержки в ходе процесса реализации Плана личного развития

С реализацией Плана личного развития, наставник должен постоянно находиться в пределах досягаемости обучаемого для оказания ему поддержки. На практике это означает согласование плана встреч с достаточной частотой. Также полезно договориться о методах организации экстренных встреч или выхода на связь для проработки срочных ситуаций и непредвиденных затруднений.

Ключевая роль наставника — помощь обучаемому в осмыслении и преодолении ошибок и спадов в работе. В некоторых случаях это приводит к порицанию работника, ощущению им вины и возникновению чувства собственной неполноценности. Отношения наставничества свободны от оценивания, осуждения и риска. Это помогает ученику относиться к ошибкам и провалам как к возможностям для обучения. 

Также наставник должен укреплять уверенность и мотивацию ученика, вырабатывать у него позитивное отношение к Плану личного развития и волю к его реализации.

№4. Помощь в оценке успеха

Наставники могут использовать рефлексивные вопросы для того, чтобы: 

  • помочь ученикам оценить приобретенные в ходе реализации их Плана личного развития преимущества 
  • проанализировать причины возникновения любых препятствий для обучения