Отобранные кандидаты проходят психологическое тестирование — в зависимости от группы, в которую они попали. По результатам тестирования, они получают распределение на вакансии. 

Также, тестирование выявляет психологические возможности и особенности кандидата, позволяет наметить план дальнейшего поиска работы и профориентации, подготовить программу психологической поддержки для решения проблем, мешающих трудоустройству. 

Конечные цели психологической поддержки и профориентации: 

  • формирование профессиональной и личностной ответственности, способности к адекватному выбору профессионального пути, умения соотносить знания о себе с требованиями профессиональной деятельности
  • умение учитывать личностные перспективы профессионального развития
  • способность вырабатывать гибкий, индивидуальный стиль деятельности
  • умение находить возможность для компенсации необходимых профессионально важных качеств

Цели тестирования: 

  1. Подобрать кандидатам наиболее подходящие вакансии через сравнение данных тестирования с требованиями профессий. 
  2. Обезопасить работодателей от текучести кадров. Психологические тесты помогают отобрать людей, которые лучше всего подходят для выполнения работы. 
  3. Помощь в работе с личностными проблемами. Успех в трудоустройстве очень часто зависит напрямую от самого человека, уровня его развития, включающего состояние здоровья, качество жизни, социальную защищенность, образование и занятость. Очень часто, основные показатели уровня развития личности человека не соответствуют требованиям к уровню выполнения работ, человек становится неконкурентоспособным на рынке труда.

В России и за рубежом психологическое тестирование при приеме на работу становится все более популярным: например, в США в 2016 г. к нему прибегли 63% работодателей по сравнению с 50% работодателей в 2010 г.

Психологическое тестирование кандидатов с сохранными интеллектуальными функциями

Тест на мотивацию (тест Эллерса) 

Выявляет три уровня самомотивации: 

  • низкий. Как правило, связан с низкой самооценкой, страхами, неудачным прошлым опытом. Поэтому работа должна быть направлена на повышение самооценки, преодоление страхов, позитивную оценку собственного будущего; 
  • средний. В одних областях цели достигаются, в других — нет. Работа должна быть направлена на развитие мотивации в разных областях жизнедеятельности с опорой на удачный опыт и способность ставить достижимые цели;
  • высокий. 

Задача специалиста — создание мотивирующего окружения (группа, психолог) и мониторинг движения человека к цели, чтобы поддерживать его энтузиазм и оценивать прогресс. 

Тест на выявление личностных особенностей 

Тест Кеттела — один из наиболее эффективных инструментов отбора. Позволяет оценить реакцию кандидата на определенную ситуацию на работе, способность завершить задачу, работу со стрессом. Моделируются определенные рабочие ситуации.

У кандидатов есть три варианта ответа на каждый вопрос: согласен, не согласен, не уверен. Вопросы типа: «Когда я оказываюсь в скучной ситуации, я обычно «отключаюсь» и мечтаю» или – «Когда нужно немного такта или убеждения, чтобы заставить людей двигаться, обычно я делаю это» позволяют оценить способность кандидата именно к работе на определенной вакансии или в определенной рабочей ситуации. 

Какие личностные факторы и диапазоны оценивает тест: 

  • интроверсия — экстраверсия,
  • развитое мышление — ограниченное мышление,
  • эмоциональная стабильность — эмоциональная неустойчивость, 
  • зависимость — независимость, 
  • беспечность — озабоченность,
  • ответственность — безответственность, 
  • смелость — нерешительность, 
  • подозрительность — доверчивость, 
  • мечтательность- практичность, 
  • утонченность — простота, 
  • склонность к чувству вины — самоуверенность, 
  • радикализм — консерватизм,
  • самоконтроль — недостаток самоконтроля,
  • самооценка. 

Опросник выявляет все необходимые качества для сотрудника: приверженность правилам группы, мотивация, самоконтроль, сосредоточенность, открытость опыту, способность к принятию ответственности и т.д. Психолог на основании них выстраивает программу работы с кандидатами.

Тест Кеттела признан международным сообществом и валидизирован в России. 

 

Психологическое тестирование кандидатов с интеллектуальными нарушениями

Таблица 1. Самооценка мотивации к работе у лиц с интеллектуально-мнестическими нарушениями

Утверждение

Не согласен

Не уверен

Согласен

Мои друзья очень рады, что я ищу работу

-1

0

+1

Я уверен, что я найду работу

-1

0

+1

Я хочу ходить на работу, потому что я смогу часто выходить из дома

-1

0

+1

Я стараюсь найти работу

-1

0

+1

Поиск работы — это бесполезная трата времени, мне не нужна работа

+1

0

-1

Некоторые члены моей семьи очень хотят, чтобы я нашёл работу

-1

0

+1

Я хочу найти работу, потому что там я научусь чему-то новому

-1

0

+1

Я не очень хочу выходить на работу

-1

0

+1

Моя семья помогает мне искать работу

-1

0

+1

Я уже начал делать кое-что, что поможет мне найти работу

-1

0

+1

Каждый может сказать, что хочет найти работу, но я действительно ищу

-1

0

+1

Иногда я думаю, что мне следует попробовать найти работу

-1

0

+1

Я активно ищу работу

-1

0

+1

 

Посчитайте баллы:

Менее 6

Низкая мотивация к работе 

Проанализируйте ответы и выявите блоки, которые затрудняют формирование мотивации.

6 и выше

Достаточный уровень мотивации. Дополнительных действий не требуется. 

Общий уровень дифференциации психики у таких кандидатов низок, поэтому выявить высокую и низкую мотивацию достаточно просто. При получении менее 6 баллов мотивация к работе низкая. 

Обратите внимание: принципы работы с мотивацией такие же, как и при работе с интеллектуально-сохранными участниками, но уровень подачи материала должен быть доступнее. 

 

Психологическая оценка кандидатов с интеллектуально-мнестическими нарушениями

Им сложно проходить тесты — часто они не понимают смысла вопросов и отвечают наобум, что мешает интерпретации результатов. Мотивация у таких кандидатов игровая или направлена на получение социального одобрения. 

Поэтому необходимо оценить навыки саморегуляции и поведения, соотносящегося с социальными требованиями: критичность в оценке опыта, соблюдение личных границ, уровень эмпатии. 

Измерение производится по шкале из Таблицы 2.

Таблица 2. Критерии экспертной оценки психологических особенностей кандидатов с интеллектуальными нарушениями

 

Значение числовых показателей выраженности критерия

0
Не проявлен

1

Низкая степень выраженности

2

Средняя степень выраженности

3

Высокая степень выраженности

Уровень общей социализации

Отсутствует ориентация на соблюдение установленных правил и норм поведения. Не осознает/
игнорирует возможные последствия их нарушения. Не способен соотносить свое поведение с требованиями ситуации и производить его критическую оценку.

Склонен нарушать установленные правила и нормы поведения. Плохо осознает/
пренебрегает последствиями их несоблюдения. Испытывает трудности при соотнесении своего поведения с требованиями ситуации. Имеет нечеткие представления о специфике различных ролевых позиций.

Старается соблюдать установленные правила и нормы поведения. Имеет представление о последствиях их нарушения. Способен соотносить свое поведение с требованиями ситуации, занимая соответствующую ролевую позицию.

Строго соблюдает установленные правила и нормы поведения. Осознает последствия их нарушения. Соотносит свое поведение с требованиями ситуации. Проявляет ролевую гибкость.

 

Результатом проведенного отбора является индивидуальный бланк оценки кандидата. 

 

Индивидуальный бланк оценки кандидата

ФИО кандидата _______________________________________________________________

Дата ________________________________________________________________________

 

Личная информация

Дата рождения

Образование

Семейное положение

Жилищные условия 

(с кем, где проживает)

       

 

Профессиональная информация

Опыт работы

Период

Причина увольнения

Профессиональные предпочтения (планы)

       

 

Психологические и личностные качества

Коммуникативные способности

(на основании критериев из п. 4.2.3.)

Мотивация к труду

(на основании тестов на самомотивацию, Приложение 7)

Увлечения, интересы

Близкий круг общения, наличие друзей

Самооценка, самоосознание

(на основании критериев из п. 4.2.4)

         

 

При составлении заключения учитываются: 

  • результаты тестирования (физиологические и психологические характеристики)
  • опыт работы и наличие определенных навыков (знание ПК, языков, умение вязать, рисовать и пр.)
  • индивидуальные профессиональные предпочтения. 

Они становятся базой для рекомендаций по профессиональной деятельности кандидата. 

Окончательное заключение психолога включает: 

  • оценку школьных базовых знаний, 
  • описание социальных возможностей и трудностей, 
  • предварительный прогноз профессионального развития, основанный на знаниях, навыках, выявленном уровне мотивации и притязаний, уровне социальной поддержки (семья).

В результате делается вывод о трудоспособности кандидата:

  • Кандидат трудоспособен;
  • Кандидат нетрудоспособен на основании: 
    • выраженного дезадаптивного поведения, 
    • общего состояния здоровья; 
    • неспособности усваивать и воспроизводить информацию; 
    • наличия сопутствующих заболеваний, препятствующих трудоустройству (например, эпилепсия).