Психодиагностика личностных характеристик и мотивационной сферы
Отобранные кандидаты проходят психологическое тестирование — в зависимости от группы, в которую они попали. По результатам тестирования, они получают распределение на вакансии.
Также, тестирование выявляет психологические возможности и особенности кандидата, позволяет наметить план дальнейшего поиска работы и профориентации, подготовить программу психологической поддержки для решения проблем, мешающих трудоустройству.
Конечные цели психологической поддержки и профориентации:
- формирование профессиональной и личностной ответственности, способности к адекватному выбору профессионального пути, умения соотносить знания о себе с требованиями профессиональной деятельности
- умение учитывать личностные перспективы профессионального развития
- способность вырабатывать гибкий, индивидуальный стиль деятельности
- умение находить возможность для компенсации необходимых профессионально важных качеств
Цели тестирования:
- Подобрать кандидатам наиболее подходящие вакансии через сравнение данных тестирования с требованиями профессий.
- Обезопасить работодателей от текучести кадров. Психологические тесты помогают отобрать людей, которые лучше всего подходят для выполнения работы.
- Помощь в работе с личностными проблемами. Успех в трудоустройстве очень часто зависит напрямую от самого человека, уровня его развития, включающего состояние здоровья, качество жизни, социальную защищенность, образование и занятость. Очень часто, основные показатели уровня развития личности человека не соответствуют требованиям к уровню выполнения работ, человек становится неконкурентоспособным на рынке труда.
В России и за рубежом психологическое тестирование при приеме на работу становится все более популярным: например, в США в 2016 г. к нему прибегли 63% работодателей по сравнению с 50% работодателей в 2010 г.
Психологическое тестирование кандидатов с сохранными интеллектуальными функциями
Тест на мотивацию (тест Эллерса)
Выявляет три уровня самомотивации:
- низкий. Как правило, связан с низкой самооценкой, страхами, неудачным прошлым опытом. Поэтому работа должна быть направлена на повышение самооценки, преодоление страхов, позитивную оценку собственного будущего;
- средний. В одних областях цели достигаются, в других — нет. Работа должна быть направлена на развитие мотивации в разных областях жизнедеятельности с опорой на удачный опыт и способность ставить достижимые цели;
- высокий.
Задача специалиста — создание мотивирующего окружения (группа, психолог) и мониторинг движения человека к цели, чтобы поддерживать его энтузиазм и оценивать прогресс.
Тест на выявление личностных особенностей
Тест Кеттела — один из наиболее эффективных инструментов отбора. Позволяет оценить реакцию кандидата на определенную ситуацию на работе, способность завершить задачу, работу со стрессом. Моделируются определенные рабочие ситуации.
У кандидатов есть три варианта ответа на каждый вопрос: согласен, не согласен, не уверен. Вопросы типа: «Когда я оказываюсь в скучной ситуации, я обычно «отключаюсь» и мечтаю» или – «Когда нужно немного такта или убеждения, чтобы заставить людей двигаться, обычно я делаю это» позволяют оценить способность кандидата именно к работе на определенной вакансии или в определенной рабочей ситуации.
Какие личностные факторы и диапазоны оценивает тест:
- интроверсия — экстраверсия,
- развитое мышление — ограниченное мышление,
- эмоциональная стабильность — эмоциональная неустойчивость,
- зависимость — независимость,
- беспечность — озабоченность,
- ответственность — безответственность,
- смелость — нерешительность,
- подозрительность — доверчивость,
- мечтательность- практичность,
- утонченность — простота,
- склонность к чувству вины — самоуверенность,
- радикализм — консерватизм,
- самоконтроль — недостаток самоконтроля,
- самооценка.
Опросник выявляет все необходимые качества для сотрудника: приверженность правилам группы, мотивация, самоконтроль, сосредоточенность, открытость опыту, способность к принятию ответственности и т.д. Психолог на основании них выстраивает программу работы с кандидатами.
Тест Кеттела признан международным сообществом и валидизирован в России.
Психологическое тестирование кандидатов с интеллектуальными нарушениями
Таблица 1. Самооценка мотивации к работе у лиц с интеллектуально-мнестическими нарушениями
Утверждение |
Не согласен |
Не уверен |
Согласен |
Мои друзья очень рады, что я ищу работу |
-1 |
0 |
+1 |
Я уверен, что я найду работу |
-1 |
0 |
+1 |
Я хочу ходить на работу, потому что я смогу часто выходить из дома |
-1 |
0 |
+1 |
Я стараюсь найти работу |
-1 |
0 |
+1 |
Поиск работы — это бесполезная трата времени, мне не нужна работа |
+1 |
0 |
-1 |
Некоторые члены моей семьи очень хотят, чтобы я нашёл работу |
-1 |
0 |
+1 |
Я хочу найти работу, потому что там я научусь чему-то новому |
-1 |
0 |
+1 |
Я не очень хочу выходить на работу |
-1 |
0 |
+1 |
Моя семья помогает мне искать работу |
-1 |
0 |
+1 |
Я уже начал делать кое-что, что поможет мне найти работу |
-1 |
0 |
+1 |
Каждый может сказать, что хочет найти работу, но я действительно ищу |
-1 |
0 |
+1 |
Иногда я думаю, что мне следует попробовать найти работу |
-1 |
0 |
+1 |
Я активно ищу работу |
-1 |
0 |
+1 |
Посчитайте баллы:
Менее 6 |
Низкая мотивация к работе Проанализируйте ответы и выявите блоки, которые затрудняют формирование мотивации. |
6 и выше |
Достаточный уровень мотивации. Дополнительных действий не требуется. |
Общий уровень дифференциации психики у таких кандидатов низок, поэтому выявить высокую и низкую мотивацию достаточно просто. При получении менее 6 баллов мотивация к работе низкая.
Обратите внимание: принципы работы с мотивацией такие же, как и при работе с интеллектуально-сохранными участниками, но уровень подачи материала должен быть доступнее.
Психологическая оценка кандидатов с интеллектуально-мнестическими нарушениями
Им сложно проходить тесты — часто они не понимают смысла вопросов и отвечают наобум, что мешает интерпретации результатов. Мотивация у таких кандидатов игровая или направлена на получение социального одобрения.
Поэтому необходимо оценить навыки саморегуляции и поведения, соотносящегося с социальными требованиями: критичность в оценке опыта, соблюдение личных границ, уровень эмпатии.
Измерение производится по шкале из Таблицы 2.
Таблица 2. Критерии экспертной оценки психологических особенностей кандидатов с интеллектуальными нарушениями
Значение числовых показателей выраженности критерия |
||||
0 |
1 Низкая степень выраженности |
2 Средняя степень выраженности |
3 Высокая степень выраженности |
|
Уровень общей социализации |
Отсутствует ориентация на соблюдение установленных правил и норм поведения. Не осознает/ |
Склонен нарушать установленные правила и нормы поведения. Плохо осознает/ |
Старается соблюдать установленные правила и нормы поведения. Имеет представление о последствиях их нарушения. Способен соотносить свое поведение с требованиями ситуации, занимая соответствующую ролевую позицию. |
Строго соблюдает установленные правила и нормы поведения. Осознает последствия их нарушения. Соотносит свое поведение с требованиями ситуации. Проявляет ролевую гибкость. |
Результатом проведенного отбора является индивидуальный бланк оценки кандидата.
Индивидуальный бланк оценки кандидата
ФИО кандидата _______________________________________________________________
Дата ________________________________________________________________________
Личная информация
Дата рождения |
Образование |
Семейное положение |
Жилищные условия (с кем, где проживает) |
Профессиональная информация
Опыт работы |
Период |
Причина увольнения |
Профессиональные предпочтения (планы) |
Психологические и личностные качества
Коммуникативные способности (на основании критериев из п. 4.2.3.) |
Мотивация к труду (на основании тестов на самомотивацию, Приложение 7) |
Увлечения, интересы |
Близкий круг общения, наличие друзей |
Самооценка, самоосознание (на основании критериев из п. 4.2.4) |
При составлении заключения учитываются:
- результаты тестирования (физиологические и психологические характеристики),
- опыт работы и наличие определенных навыков (знание ПК, языков, умение вязать, рисовать и пр.),
- индивидуальные профессиональные предпочтения.
Они становятся базой для рекомендаций по профессиональной деятельности кандидата.
Окончательное заключение психолога включает:
- оценку школьных базовых знаний,
- описание социальных возможностей и трудностей,
- предварительный прогноз профессионального развития, основанный на знаниях, навыках, выявленном уровне мотивации и притязаний, уровне социальной поддержки (семья).
В результате делается вывод о трудоспособности кандидата:
- Кандидат трудоспособен;
- Кандидат нетрудоспособен на основании:
- выраженного дезадаптивного поведения,
- общего состояния здоровья;
- неспособности усваивать и воспроизводить информацию;
- наличия сопутствующих заболеваний, препятствующих трудоустройству (например, эпилепсия).