Основная цель занятий с членами семей — изменение стиля семейного взаимодействия с инвалидом. Часто инвалид снимает с себя ответственность за то, что происходит в его жизни, и члены семьи берут его ответственность на себя. Это особенно характерно для родителей инвалидов, но встречается и среди супругов, и сиблингов. В этом случае стиль взаимодействия с инвалидом становится гиперопекающим, что закрепляет его стремление к снятию ответственности. 

Мы говорим о необходимости работы не только с людьми с инвалидностью, но и с их средой — семейной и профессиональной, поэтому работа с членами семей представляется нам не менее значимой, чем работа с инвалидами. 

Наш опыт показывает, что у членов семей участников программы нет определенных ожиданий от подобных встреч. Большинство родственников оценивают свое основное эмоциональное состояние как тревожное, с постоянным ощущением неопределенности будущего. В ситуациях общения с окружающими у многих возникают чувства раздражения, злости, отчаяния и обиды, как следствие постоянного внутреннего эмоционального напряжения. Отсутствие представлений о конструктивных способах освобождения от негативных чувств усугубляет ситуацию и усиливает тревогу и опасения родственников.

Однако, если психологу, ведущему встречу, удается создать атмосферу сотрудничества, то члены семей с удовольствием посещают тренинги, поскольку темы, выдвигаемые на обсуждение, являются весьма актуальными для них. Например, негативные чувства, испытываемые к инвалидизированному члену семьи, способы избавления от этих чувств, или плюсы и минусы трудоустройства инвалида. 

Эти темы всегда подводят к вопросу о семейных границах, которые в таких семьях четко не определены. Несамостоятельность трудоспособного инвалида в семье говорит о стремлении опекающего члена семьи привязать к себе инвалида, сделать его зависимым. Эта тема всегда вызывает сильное сопротивление членов семей, но поднимать ее необходимо. В противном случае плохо осознаваемая потребность привязать к себе инвалида будет препятствовать его полноценному функционированию.

Задачи:

  • Разбор понятия «инвалидность». Причины, виды, психологические и физиологические особенности
  • Выявление негативных (ограничивающих) семейных установок, препятствующих полноценному функционированию и социализации инвалида
  • Выявление доминирующего стиля взаимодействия, изучение его влияния на личностные характеристики инвалида
  • Выработка эффективной стратегии семейного взаимодействия
  • Психологическая поддержка и сопровождение членов семей, создание поддерживающей среды, интенсивного взаимодействия членов семей друг с другом и обмена опытом 

Таблица 1. Тематическая направленность мероприятий

Тема мероприятия

Примечание

Инвалидность

Отличие инвалидности от здоровья. Физиологические и психологические особенности, их влияние на процесс труда и жизнедеятельности

Негативные (ограничивающие) семейные установки

 

Эффективные семейные установки

Выявление негативных (ограничивающих) установок, препятствующих полноценному функционированию и социализации инвалида

Выработка эффективных установок, способствующих полноценному функционированию и социализации инвалида

Стили семейного взаимодействия

Влияние стиля семейного взаимодействия на личностные характеристики 

Эффективная стратегия семейного взаимодействия 

Выработка эффективной стратегии взаимодействия 

Психологическая поддержка членов семей

Обсуждение текущих проблем в группе, обмен опытом, создание поддерживающей среды

 

Таблица 2. Темы тренингов с членами семей

№ занятия

Тема

Содержание

1

Мое будущее: личная жизнь и взаимодействие с близкими.

  • Вступительное слово: 
  • представление ведущего
  • анонс плана встреч
  • Групповое знакомство. 
  • Сбор ожиданий от участия в тренинге.
  • Поддержка участников тренинга. Снятие тревоги.
  • Групповое упражнение: «Мое будущее». Прояснение и формирование картины ожидаемого реалистичного будущего у участников тренинга. 
  • Модерация дискуссии на открытые вопросы:
  • как тема будущего обсуждается в семье? 
  • какой основной акцент этих обсуждений?
  • что можно начать делать сейчас для достижения желаемой перспективы?

Фокусировка обсуждения на участниках тренинга и их чувствах. 

  • Ресурсный круг. 
  • Подведение итогов встречи. Рефлексия участников.

2

Зрелая личность. Границы и ответственность.

 

  • Приветственный шеринг.
  • Презентация темы встречи — зрелая личность, границы и ответственность.
  • Групповая дискуссия на тему взросления, личностного становления и проявления самостоятельности: 
    • как и когда я понял, что стал взрослым?
    • первое принятое самостоятельное решение — как это было?
    • что мне помогало в становлении самостоятельности? Что мешало?

Фокусировка обсуждения на личном опыте проживания периода взросления участников тренинга.

  • Групповая дискуссия на тему: «Баланс прав и обязанностей в семье, в обществе, на работе». 
  • Ресурсный круг.
  • Подведение итогов встречи. Рефлексия участников.

3

Преодоление стереотипов и формирование ответственности

  • Приветственный шерринг.
  • Презентация темы встречи.
  • Определение зон самостоятельности. Учимся договариваться:

- какие вопросы я могу выделить в зону самостоятельного решения члена семьи-инвалида?

- какие его действия я готов отнести к зоне его личной ответственности?

- самостоятельность, как личный пример.

Фокус на участниках тренинга с опорой на их жизненный опыт.

  • Истории успеха.
  • Ресурсный круг
  • Подведение итогов встречи. Рефлексия участников.

4

Детско-родительские взаимоотношения. Общение и интересы.

  • Приветственный шеринг.
  • Презентация темы встречи. 
  • Групповое упражнение — мои личные интересы и увлечения.
  • Групповая дискуссия на тему общения с близкими:
    • какие темы чаще всего принято обсуждать в семье?
    • какие интересы и увлечения объединяют меня с моими родными? 
    • какие темы интересны лично мне?
    • чем из того, что меня увлекает я готов делиться с близкими?

Фокус на участниках тренинга с акцентом на возможные изменения в будущем. 

  • Ресурсный круг.
  • Подведение итогов встречи. Рефлексия участников.

5

Формирование у членов семей реалистичного представления об особенностях трудоустройства инвалидов

  • Приветственный шеринг.
  • Презентация темы встречи. 
  • Групповое обсуждение собственного опыта участников (родителей) в поисках работы.
  • Последовательность этапов поиска вакансий, отбора кандидатов, оформления на работу. Особенности трудоустройства и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.
  • Побудительная сила мотива. Мотивация трудоустройства.
  • Профилактика разочарования, стресса, коррекция поведения инвалида.
  • Мотивирующие истории об инвалидах, добившихся профессиональных успехов.
  • Ресурсный круг.
  • Подведение итогов встречи. Рефлексия участников.

6

Профессиональный старт инвалидизированного члена семьи. 

Моя жизнь, когда он станет самостоятельным.

  • Вступительное слово ведущего. Презентация темы встречи. 
  • Первый круг — настроение и ожидания участников. 
  • Групповая дискуссия на тему: «Роль семьи в профессиональном старте». 
  • Групповое упражнение: «Моя жизнь, когда инвалидизированный член семьи станет самостоятельным».
    • интересы, увлечения, планы
    • взаимоотношения с близкими
  • Рефлексия участников.
  • Завершающий круг — подведение итогов встречи.

7

Поддерживающие

консультации

Обсуждение текущих проблем, создание

поддерживающей среды.

 

Ожидаемые результаты: 

  • преобладание демократического стиля семейного взаимодействия, делегирование ответственности инвалидам (от домашних обязанностей до самостоятельного принятия решений)
  • повышение уровня психологического благополучия у членов семей за счет их включения в поддерживающую среду