Тренинги психологической поддержки для членов семей людей с ОВЗ
Основная цель занятий с членами семей — изменение стиля семейного взаимодействия с инвалидом. Часто инвалид снимает с себя ответственность за то, что происходит в его жизни, и члены семьи берут его ответственность на себя. Это особенно характерно для родителей инвалидов, но встречается и среди супругов, и сиблингов. В этом случае стиль взаимодействия с инвалидом становится гиперопекающим, что закрепляет его стремление к снятию ответственности.
Мы говорим о необходимости работы не только с людьми с инвалидностью, но и с их средой — семейной и профессиональной, поэтому работа с членами семей представляется нам не менее значимой, чем работа с инвалидами.
Наш опыт показывает, что у членов семей участников программы нет определенных ожиданий от подобных встреч. Большинство родственников оценивают свое основное эмоциональное состояние как тревожное, с постоянным ощущением неопределенности будущего. В ситуациях общения с окружающими у многих возникают чувства раздражения, злости, отчаяния и обиды, как следствие постоянного внутреннего эмоционального напряжения. Отсутствие представлений о конструктивных способах освобождения от негативных чувств усугубляет ситуацию и усиливает тревогу и опасения родственников.
Однако, если психологу, ведущему встречу, удается создать атмосферу сотрудничества, то члены семей с удовольствием посещают тренинги, поскольку темы, выдвигаемые на обсуждение, являются весьма актуальными для них. Например, негативные чувства, испытываемые к инвалидизированному члену семьи, способы избавления от этих чувств, или плюсы и минусы трудоустройства инвалида.
Эти темы всегда подводят к вопросу о семейных границах, которые в таких семьях четко не определены. Несамостоятельность трудоспособного инвалида в семье говорит о стремлении опекающего члена семьи привязать к себе инвалида, сделать его зависимым. Эта тема всегда вызывает сильное сопротивление членов семей, но поднимать ее необходимо. В противном случае плохо осознаваемая потребность привязать к себе инвалида будет препятствовать его полноценному функционированию.
Задачи:
- Разбор понятия «инвалидность». Причины, виды, психологические и физиологические особенности
- Выявление негативных (ограничивающих) семейных установок, препятствующих полноценному функционированию и социализации инвалида
- Выявление доминирующего стиля взаимодействия, изучение его влияния на личностные характеристики инвалида
- Выработка эффективной стратегии семейного взаимодействия
- Психологическая поддержка и сопровождение членов семей, создание поддерживающей среды, интенсивного взаимодействия членов семей друг с другом и обмена опытом
Таблица 1. Тематическая направленность мероприятий
Тема мероприятия |
Примечание |
Инвалидность |
Отличие инвалидности от здоровья. Физиологические и психологические особенности, их влияние на процесс труда и жизнедеятельности |
Негативные (ограничивающие) семейные установки
Эффективные семейные установки |
Выявление негативных (ограничивающих) установок, препятствующих полноценному функционированию и социализации инвалида Выработка эффективных установок, способствующих полноценному функционированию и социализации инвалида |
Стили семейного взаимодействия |
Влияние стиля семейного взаимодействия на личностные характеристики |
Эффективная стратегия семейного взаимодействия |
Выработка эффективной стратегии взаимодействия |
Психологическая поддержка членов семей |
Обсуждение текущих проблем в группе, обмен опытом, создание поддерживающей среды |
Таблица 2. Темы тренингов с членами семей
№ занятия |
Тема |
Содержание |
1 |
Мое будущее: личная жизнь и взаимодействие с близкими. |
Фокусировка обсуждения на участниках тренинга и их чувствах.
|
2 |
Зрелая личность. Границы и ответственность.
|
Фокусировка обсуждения на личном опыте проживания периода взросления участников тренинга.
|
3 |
Преодоление стереотипов и формирование ответственности |
- какие вопросы я могу выделить в зону самостоятельного решения члена семьи-инвалида? - какие его действия я готов отнести к зоне его личной ответственности? - самостоятельность, как личный пример. Фокус на участниках тренинга с опорой на их жизненный опыт.
|
4 |
Детско-родительские взаимоотношения. Общение и интересы. |
Фокус на участниках тренинга с акцентом на возможные изменения в будущем.
|
5 |
Формирование у членов семей реалистичного представления об особенностях трудоустройства инвалидов |
|
6 |
Профессиональный старт инвалидизированного члена семьи. Моя жизнь, когда он станет самостоятельным. |
|
7 |
Поддерживающие консультации |
Обсуждение текущих проблем, создание поддерживающей среды. |
Ожидаемые результаты:
- преобладание демократического стиля семейного взаимодействия, делегирование ответственности инвалидам (от домашних обязанностей до самостоятельного принятия решений)
- повышение уровня психологического благополучия у членов семей за счет их включения в поддерживающую среду