При наблюдении за группой, психологу необходимо выделить категории наблюдения для определения динамики и степени социализации и социальной адаптации участников группы. К таким категориям относятся:

Поведение, ориентированное на отношения (позитивное):

  • демонстрирует солидарность
  • демонстрирует отсутствие напряженности
  • соглашается

Попытки решения задачи:

  • высказывает предположения
  • высказывает мнения
  • определяет направление работы

Вопросы, связанные с решением задачи:

  • уточняет направление работы
  • интересуется мнением других
  • интересуется предложениями других

Поведение, ориентированное на отношения (негативное):

  • не соглашается
  • демонстрирует напряженность
  • демонстрирует антагонизм

Другой важный аспект — невербальная коммуникация

Невербальное коммуникативное поведение целостно и непрерывно. Мы можем условно разделить его на отдельные части, блоки анализа, выделить конкретные жесты, движения, выражения лица и т.п. 

Но для правильной интерпретации этих проявлений необходимо рассматривать их в контексте всего остального невербального поведения и учитывать более широкий контекст — всю ситуацию, в которой находится человек, его связи и отношения с окружающими людьми, культуру, к которой он принадлежит и т.п. 

Элементы невербального поведения:

  • Организация пространства: расстояния, перемещения, взаимное расположение
  • Анализ позы и общего рисунка движений
  • Жестикуляция
  • Мимика и взгляд
  • Паравербальные компоненты

Разделение это условно, в реальном поведении все компоненты невербалики присутствуют одновременно и тесно связаны друг с другом. 

 

Проксемика 

Понятие личного пространства

Воспринимается как психологическое продолжение тела, продолжение физического существования в мире, воплощенное в объектах, в предметах, в пространстве. Представление личного пространства в виде пузыря (метафора). Границы не осознаются, но чувствуются при попытке их пересечения партнером по общению. Субъективный центр пространства располагается в области верхней части груди. «Пузырь» не является правильно сферическим. С боков и со спины он «уже», люди стоящие в пол-оборота друг к другу могут стоять гораздо ближе друг к другу и не чувствовать дискомфорта. 

Особый интерес представляют границы и их пересечение / нарушение. Переход границ воспринимается эмоционально, как попытка флирта или агрессия. Символическое присвоение чужого предмета (дотрагивание, перекладывание) тоже воспринимается как вторжение в интимное пространство. Чем в более близкую зону вторгается непрошеный «гость», тем более эмоциональна реакция на вторжение. 

Вынужденное нарушение границ интимного пространства — транспорт, толпа. При невольном сближении на столь близкое расстояние людей, не находящихся в близких отношениях (например в лифте или транспорте), существуют некие неписаные правила поведения — жесты, подчеркивающие невольность сближения, увеличивающие психологическую дистанцию: отведение взгляда, поворот головы или (если возможно) корпуса вбок от невольного партнера, «закрытые» позы. При невольном соприкосновении — напряжение мышц в месте контакта. 

«Конвенциональное» нарушение границ — медицинский осмотр.

Дистанции общения 

  • Зона интимной близости (15-45 см, возможность телесного контакта). На таком расстоянии общаются люди, которые психологически близки друг другу. Мать и ребенок, люди, общающиеся о чем-то глубоко личном. Как правило, общение на этой дистанции сопровождается физическим контактом, прикосновениями друг к другу.
  • Личное общение (от 45 до 120 см — хорошая слышимость негромкой речи) — общение знакомых людей
  • Социальное взаимодействие (120-300 см.) — общение в официальной ситуации.
  • Общественная дистанция (300 см и более). Пример — преподаватель перед аудиторией. 

Существуют межкультурные и индивидуальные различия в дистанциях общения и размерах личного пространства. 

Управление пространством

Лидерство / социальная позиция. Человек, который управляет дистанцией общения, лидирует в данный момент. Другие либо покоряются этому управлению либо пытаются сопротивляться и перехватить контроль.

Субъективное пространство не эквивалентно физическому

Любой предмет, выполняющий роль преграды, субъективно увеличивает дистанцию. Контакт взглядом субъективно уменьшает дистанцию, отсутствие контакта — увеличивает.

В каждой культуре существуют конвенциональные способы использования пространства («почетное место», красный угол в избе и т.п.). 

Значимо не только расстояние, но и взаимное расположение (поворот, facing). Личное пространство обозначается так же предметами (например, расположение бумаг на столе). 

Индивидуальные и кросс-культурные различия

Общение итальянца со шведом — проблемы, связанные с разными границами между личным и интимным пространством: один стремиться подойти поближе, другой рефлекторно делает шаг назад.

 

Кинесика 

Кинесика — это способ коммуникации посредством движений тела и жестов. 

Говоря о позе, можно выделить следующие характеристики:

  • положение оси тела (наклон, поворот)
  • закрытость — открытость
  • статичность — динамичность
  • напряженность — расслабленность

Общий характер движений: 

  • темп (быстро — медленно)
  • плавность (плавно — резко) 
  • амплитуда, сила (энергично — вяло) 
  • общая гармоничность
  • осознанные и неосознанные движения 

Большинство характеристик движения не осознается. Существуют разные «зоны осознания»: движения рук и головы осознаются лучше, движения ног и туловища — хуже. 

Ни в коем случае нельзя интерпретировать отдельные жесты и позы в отрыве от остальных невербальных проявлений и всей ситуации общения. 

 

Жестикуляция 

Зависимость жестов от культуры (болгарские кивки «да» и «нет»). Происхождение путем усвоения ролевых моделей. Перенимание жестов родителей, авторитетных сверстников, киногероев.

Влияние физических особенностей, темперамента.

Осознанные и неосознанные жесты. Жесты — аккомпанемент речи, слова — основная мелодия. 

В жестах (и не только в жестах) отражается настроение, «энергетика».

Типология жестов 

Эта типология — не единственная, но возможно что одна из самых удобных и очевидных для структурирования наблюдения.

  • Жесты-эмблемы. Фактически это «жестовые слова», имеющее конкретное значение: например, «V» — Victoria — победа 
  • Иллюстративные жесты. Наглядные иллюстрации к словам (например «это стояло там, а это — вот здесь», сопровождаемое показывающими жестами), как правило раскрывают смысл местоимений или дополняют слова.
  • Аккомпанирующие жесты — повторяющиеся ритмические жесты, сопровождающие речь. Подчинены ритму речи, выделяют какие-то интонационные подчеркивания, паузы и пр. В отличие от предыдущей категории, соотносятся не со смыслом слов, а с ритмикой и интонацией речи. 
  • Жесты — регуляторы разговора (поддержание коммуникации). В отличие от двух предыдущих групп, направлены на собеседника, служат непосредственно управлению диалогом (полилогом). Примеры: кивки головой, перевод взгляда, указание рукой на того из собеседников, кого хочу слушать в данный момент и пр. 
  • Жесты — выразители эмоций и драйвов. Эмоции выражаются не только в мимике, но и в движениях всего тела. Например: жест отталкивания, уклонения в случае неприятной эмоции. Незавершённые или символические движения (напр. жест схватывания, удержания)
  • Аутокоммуникативные жесты. Обычно в ситуациях, когда человек совершает какую-то внутреннюю работу (вспоминает, размышляет, пытается успокоиться): жесты дотрагивания до лица, почесывания головы, сжимания рук. 

Описания жестов в языке — «махнуть на него рукой», «взять себя в руки» и пр. — фиксация в языке жестов, «привязанных» к конкретным ситуациям. 

Общий объем жестикуляции и выраженность жестикуляции различается индивидуально и в зависимости от культуры сообщества. 

Чем интенсивнее жестикуляция, тем эмоциональнее воспринимается речь и, следовательно, человек воспринимается более вовлеченным в беседу. 

 

Мимика 

В норме мы умеем распознавать эмоции в лицах других людей без специального обучения. Считается, что умение различать базовые эмоции является врожденным. 

В семьях, где принято скрывать проявление эмоций, у детей наблюдается лучшее распознавание эмоций по сравнению с экспрессией эмоций и, наоборот, в семьях, где принято проявлять эмоции, дети лучше проявляют эмоции, чем распознают их.

Описание деталей мимического выражения — положения бровей, рта, подбородка и пр. вряд ли помогает лучше понимать, «читать» эмоции. Это действие практически невозможно деавтоматизировать. 

Чем проще и сильнее эмоция, тем проще ее понять. Крайняя степень — аффекты. Чем меньше интенсивность и чем сложнее переживание, тем сложнее понять. 

Мимика не должна быть отделена от тела, все тело — и лицо, и руки, и ноги, и корпус — принадлежат одному человеку и выражают его состояние.

 

Паравербалика 

К паравербалике относится вся информация, которую мы получаем, слушая речь человека, за исключением собственно смысла произносимых им слов. 

Звучание голоса, интонации, паузы — все это является индикаторами эмоционального состояния человека, его отношения к произносимым словам. Часто интонации составляют «контекст», без которого смысл вербального сообщения может быть не понятен. 

Простые параметры паравербалики:

  • Громкость. Нарастание громкости голоса обычно связано с большей эмоциональной насыщенностью сообщения. Усиление громкости может быть использовано сознательно, как прием привлечения внимания слушателей или придание большего веса своим словам. В этом случае темп и высота голоса не меняются. Резкое понижение громкости — это астенические эмоции (страх, отвращение). 
  • Высота голоса. Зависит от анатомических особенностей, но может меняться у человека в достаточно широких пределах. Повышение голоса обычно сопровождает нарастание эмоции. 
  • Скорость речи. У каждого человека есть свой «обычный» темп печи, который зависит в первую очередь от особенностей темперамента. Важными являются изменения привычного темпа. Ускорение свидетельствует о возрастании напряжения, может быть связано со страхом, тревогой, волнением. Замедление часто связано с попытками изменить собственное состояние: задуматься, вспомнить, успокоится, скрыть эмоцию и т.д., и в этом случае может сопровождаться аутокоммуникативными жестами. 
  • Зажатость/открытость голоса. Определяется степенью напряжения мышц гортани. Как и любое другое мышечное напряжение является отражением внутреннего напряжения, возможно внутреннего конфликта, связанного с произносимыми словами. 
  • Паралингвистические компоненты — паузы, смех, покашливание и т.п. 

В речи присутствует множество других голосовых нюансов, составляющих интонацию. Как и в случае мимики, подробное описание вокальных феноменов, составляющих интонацию, вряд ли поможет в ее распознании. Каждый человек способен к улавливанию интонаций голоса. Обычно интонация воспринимается (и описывается) как непосредственно связанная с эмоциональным переживанием. В языке практически нет слов для описания интонаций, которые не были бы связаны с описанием выражаемых ими эмоций. 

 

Синхронизация невербальных проявлений

Важным показателем при наблюдении за невербаликой человека является соответствие невербальных проявлений друг другу, вербальной составляющей общения и ситуации в целом. 

Рассогласование невербальных проявлений друг с другом, как правило, это проявление внутреннего конфликта. Конфликт может быть неосознаваемым (две противоречивые тенденции) или осознанным (напр., между желаемым и действительным, попытка скрыть истинные эмоции). При наличии конфликта, дисгармония невербальных проявлений присутствует всегда, но в зависимости от того, насколько человек владеет своим телом и осознает его, заметить её может быть более или менее трудно.

Рассогласованность обычно улавливают даже необученные наблюдатели, но они не осознают ее. Она воспринимается на эмоциональном уровне как нечто напрягающее в человеке («что-то с ним не то»). Для профессионального наблюдателя важно отследить источник этого впечатления и понять, за счет чего оно складывается. 

При проведении тренингов, психолог должен при каждой встрече самостоятельно определять последовательность отработки разных тем тренингов (повышение мотивации, установление адекватной самооценки, перевод локуса контроля во внутреннюю плоскость, навыки ассертивности, принятие мира таким, каков он есть, и выработка навыков базового доверия к нему) и набор техник и упражнений, используемых на тренингах. 

Задача психолога осложняется тем, что, помимо ведения тренинговой беседы, он должен постоянно наблюдать за интеракциями членов группы и их невербальными проявлениями, чтобы оценить динамику и потенциал к трудоустройству каждого участника группы. 

Еще один немаловажный аспект, с которым придется столкнуться психологу — саботаж участников тренинговых групп. Обусловлен он тем, что посещение тренингов является обязательным для участников программы, но вовсе не их осознанным запросом на изменения.