Почему происходит саботаж: 

  1. Участники (или часть из них) не предъявляли запроса на тренинги, следовательно, тренинги представляются им навязанной обязанностью, к выполнению которой они будут относиться в лучшем случае формально, а в худшем — негативно
  2. Многие участники не готовы к изменению своих установок, им комфортно под покровом найденных уважительных причин

Типы саботажа:

  • «Легче ничего не менять»
  • «Людям не понравится, если я изменюсь»
  • «Цена изменения слишком высока» — пересмотр поведения потребует изменения всей жизни
  • «Изменяться опасно» — защита
  • Соперничество: «Я не позволю никому указывать, что мне делать»
  • Зависимость: «Если я изменюсь, вы мне будете не нужны»
  • «Чтобы измениться, не нужно особенно стараться. Это должно произойти быстро и без особых усилий»
  • Мотивация: «Я не чувствую, что должен измениться»
  • Поведенческий саботаж: 
    • пропуски сеансов 
    • опровержение любого из представленных принципов
    • невыполнение работы на сеансе 
    • невыполнение домашних заданий 
    • жалобы на отсутствие пользы тренингов 
    • метания от одного консультанта к другому, когда консультация переходит в напряженную фазу
    • жалобы на предыдущих консультантов

Методы противодействия саботажу

Когда списки контраргументов к иррациональным установкам составлены, попросите участников тренинга записать, какие противоречия и доводы против этих контраргументов у них возникают. Эти противоречия и доводы являются разновидностью саботажа, который нужно проанализировать. 

Например, иррациональная установка заключается в том, что люди злы, и чтобы защитить себя от них, нужно прятаться за социальной маской. Контраргумент может заключаться в том, что, если не показывать, какой ты есть, то рядом с тобой не окажется никого, поскольку ты никого не подпускаешь близко. 

  • Ответный саботаж проявится в мысли: «А что, если они не примут меня таким, какой я есть?»  
  • Контраргумент: но и сейчас они не принимают тебя таким, каков ты есть, потому что ты прячешься от них за своей маской. 
  • Саботаж: лучше пусть они не знают меня, чем не любят меня. 
  • Контраргумент: предоставь им шанс любить тебя или недолюбливать. Сейчас ты закрепляешь их неприятие тебя. 

Противодействие саботажу продолжается, пока участник тренинга не сможет придумать ни одного дополнительного противоречия

Саботаж проще пресекать до того, как участник группы к нему прибегнет. Если консультант подозревает, что участники группы склонны к саботажу, на начальных этапах групповых тренингов предложите им составить список всех способов, которыми любой человек может саботировать групповые встречи. Попросите их определить, какой способ выбрали бы они, если бы решили саботировать консультирование. Обсудите, почему саботаж мешает достичь целей, с которыми они пришли в программу. Часть участников тренингов хочет улучшить свою жизнь, другая — противится изменениям. 

Перечислите каждый из способов саботажа по отдельности. Выдвиньте гипотезы о том, какая выгода связана с разными способами. Обсудите эту выгоду с участниками тренингов и помогите им найти другие способы получения выгоды. 

Например, саботаж, вызванный страхом изменений, обусловлен защитой. То есть, выгода от такого саботажа — чувство безопасности. Обсудите, какие еще способы могут быть использованы для сохранения чувства безопасности.

Разоблачение игры 

Некоторые получают удовольствие, превращая групповой тренинг в шоу, в котором они играют главную роль, а консультант и другие участники тренинга находятся в роли зрителей. 

Делают из консультаций драматический спектакль, театральное шоу, представление, в котором один из участников тренинга — главное действующее лицо, а консультант и другие участники — зрители. Такие индивиды делают вид, что усиленно работают на тренингах и над выполнением домашних заданий, при этом их прогресс оказывается незначительным

Чтобы разоблачить «шоумена», нужно переключить его внимание на проблему. Для этого необходимо проанализировать выгоду, которую получают такие люди. Далее эту выгоду надо продемонстрировать самому индивиду и объяснить, как это поведение может сказаться на его способности достигать целей.