Групповое консультирование

Для повышения социальной адаптации инвалидов проводятся групповые тренинги. О чем необходимо помнить при их проведении:

  • Это краткосрочная терапия, поэтому терапевтические методы должны отвечать задачам краткосрочности
  • Участники программы не выдвигали запрос на групповую терапию, поэтому тренинги следует представлять не как лечение или психотерапию, а как тренировку для обучения поведенческим изменениям, которые помогут совладать с проблемами и добиться позитивных сдвигов в жизни 
  • Традиционное название «психотерапевт» лучше заменить на «тренер-консультант в области социальных навыков» 

Какой вид терапии выбрать

Для указанных задач оптимальны методы когнитивно-поведенческой терапии:

  • рационально-эмоциональная поведенческая терапия А. Эллиса (РЭПТ)
  • терапия реальностью (У. Глассера)

Для работы с трудовыми наставниками целесообразно использовать сочетание метода фокус-групп с РЭПТ; с трудовыми коллективами — командообразование в смешанных коллективах. Для работы с членами семей подходят методы системной психотерапии. 

 

РЭПТ: рационально-эмотивная поведенческая терапия А. Эллиса 

Теория РЭПТ

Проблемы людей — это результат их иррациональных убеждений. Устранить проблемы можно, следуя эмпирической реальности. Поэтому сначала мы интерпретируем события и ситуации внешнего мира в соответствии с убеждениями и представлениями, а затем действуем на основе интерпретаций. 

Три принципа работы с иррациональными убеждениями: 

  1. Мы испытываем проблемы не из-за самих событий, а из-за их восприятия через призму собственных убеждений. 
  2. Неважно, когда появилось убеждение — если мы его придерживаемся, то испытываем проблемы. 
  3. Принцип регулярной работы: нет простого способа совладать с проблемой, кроме как практиковаться всю жизнь. 

Модель ABC 

Модель описывает процесс возникновения ошибочного поведения и ошибочных эмоций, а также устранение причин такого возникновения. 

  • «А» (активирующие события, activating events) — происходящие события или мысли, чувства и поведение, воспоминания или мысли о прошлом опыте
  • «В» (верования, beliefs) — иррациональные убеждения, которые осложняют жизнь и приводят к возникновению проблем
  • «С» (следствия, consequences) — поведение и эмоции, возникшие на основании верований 

 «А», «В» и «С» тесно связаны. Чтобы изменить «С», нужно или изменить «А», или осознать, что «В», ведущие к ошибочным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» иные рациональные. 

Рациональные и иррациональные верования

Рациональные убеждения ведут к адаптивному поведению, иррациональные убеждения — к ошибочному, запуская следующие процессы:

  • Драматизация (awfulizing): «А» оценивается как ужасное и непереносимое, по принципу «это не должно быть так плохо»
  • Долженствование (musturbation): те, кто не делает того, что «должны» — плохие люди. Долженствование сводится также к иррациональным убеждениям: 
    1. «Я должен делать все хорошо» 
    2. «Все должны обращаться со мной хорошо» 
    3. «Мир должен быть ко мне справедлив»

Этапы работы с иррациональными убеждениями

  • Аналитическая диагностика убеждений
  • Ослабление убеждений

Диагностику можно проводить при помощи теста Эллиса, либо предложить участникам список убеждений и попросить отметить те, с которыми они согласны. 

13 иррациональных убеждений по Эллису 

  1. Я должен делать все хорошо и получать одобрение тех, кто мне небезразличен. В противном случае я ничего не стою. 
  2. Другие люди должны относиться ко мне справедливо, в противном случае они — плохие люди.
  3. Моя жизнь должна быть легкой и радостной, в противном случае я не могу наслаждаться жизнью. 
  4. Все, кто мне дорог, должны любить и поддерживать меня, а если это не так, то это ужасно. 
  5. Я должен добиться успеха, иначе я ничего не стою. 
  6. Никто не должен поступать плохо, а если кто-то поступает плохо, то он достоин презрения.
  7. Это ужасно, когда дела идут не так, как я хотел бы. 
  8. Эмоциональные переживания вызываются внешними событиями, у нас мало возможностей управлять чувствами или изменять их.
  9. Следует быть очень осторожным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий.
  10. Лучше избегать, чем противостоять жизненным трудностям.
  11. Прошлое является причиной моих сегодняшних проблем, потому что те давние события сильно повлияли на меня и будут продолжать действовать.
  12. Если довериться судьбе и плыть по течению, то можно достичь счастья.
  13. Я нуждаюсь в ком-то более сильном, чем я, чтобы я мог на него положиться. 

Классификация иррациональных установок

  1. Склонность к самообвинению
  2. Склонность к обвинению обстоятельств и окружающих
  3. Низкая переносимость фрустрации

Как ослабить убеждения? 

Используйте метод критической дискуссии: когда участники группы начинают осознавать и фиксировать иррациональные убеждения, консультант спрашивает: «Почему Вы считаете, что это верно?». Участники должны обосновать правильность своих убеждений. Те, кто не разделяет это убеждение, пытаются участника переубедить. Ещё ему предлагается выступить в роли адвоката дьявола, когда оппонент отстаивает свое — порой абсурдное — убеждение, а участник пытается доказать обратное. 

Домашние задания для осознавания иррациональных установок. Например, «В течение недели до нашей следующей встречи всякий раз, когда Вы расстроены, рассержены или обеспокоены, постарайтесь зафиксировать, какие мысли и/или события вызвали негативную эмоцию. Сравните эти мысли со списком своих иррациональных убеждений». 

Замена иррациональных установок адаптивными. У клиента должна выработаться привычка длительно и регулярно тренироваться в избегании рецидивов иррациональных убеждений и применении рациональных и адаптивных установок. 

Сам себе психотерапевт. Цель всех мероприятий — подготовить клиента к тому, чтобы стать психотерапевтом для себя самого. Терапия заканчивается, когда он готов справляться с проблемами самостоятельно.

Конструктивные и неконструктивные эмоции

Например, гнев неконструктивен. Недовольство собой ведет к изменению нежелательного положения вещей — следовательно, оно является конструктивным.

Техники, не применяемые в РЭПТ

  • Техники, которые делают клиентов более зависимыми (излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление)
  • Техники, которые делают людей более легковерными и внушаемыми (например, восприятие мира как доброго и прекрасного)
  • Малоэффективные и длительные техники (психоаналитические методы, в частности свободные ассоциации)
  • Техники гештальт-терапии, которые приводят к быстрому, но нестабильному улучшению 
  • Техники, отвлекающие от работы над дисфункциональным мировоззрением (релаксация, йога)
  • Методы, подкрепляющие идею низкой толерантности к фрустрации (например, постепенная десенсибилизация)
  • Техники гипноза и мистицизма
  • Техники, которые пытаются изменить активирующее событие до того, как продемонстрировать клиенту, что можно изменить свои иррациональные установки (некоторые техники семейной терапии)
  • Техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (НЛП, недирективная терапия, дыхательная психотехника ребефинг)

Ограничения РЭПТ

РЭПТ подходит для людей: 

  • рациональных
  • внушаемых — тех, кто не будет сильно упираться в свои верования 

РЭПТ не подходит для высокосензитивных людей и лиц со склонностью к ригидному мышлению.

Методы РЭПТ

Метод №1 

Различие реакций «С» на одно и то же событие «А». 

Например, «А» — близкий друг, который опаздывает на встречу с вами на час. «С» могут быть разными:

  • Вы испытываете страх. Какие мысли могут привести к эмоции страха?
  • Вы испытываете гнев. Какие мысли могут привести к эмоции гнева?
  • Вы подавлены. Какие мысли могут привести к эмоции печали?

При одинаковом активирующем событии, именно наши мысли приводят к появлению разных эмоций. 

Метод №2 

Просите участников группы приводить подобные примеры из собственной жизни. Например, они рассказывают о событии «А» и своем ответном поведении или эмоциях («С»). Попросите самого клиента и участников группы установить «В».

Метод №3 

Примеры людей, которым удалось справиться с травмирующим детским опытом или физическим увечьем (хорошо, если примеры приведут и участники). Это помогает справиться с установкой, что прошлые события или внешние обстоятельства довлеют над нами и перевешивают значение любых попыток изменить восприятие этих событий. 

Метод №4 

Объяснение факта, что нереалистичные ожидания являются причиной негативных эмоций. Помогает справиться с нереалистичными ожиданиями клиентов от себя, других и окружающего мира. 

Содержание метода. Участников просят сосредоточиться на проблемной ситуации и определить наилучший и наихудший исход. Например, на шкале 0 — худшее, что может случиться в жизни клиента (диагностирован рак в последней стадии), а 10 — наилучшее, что может случиться в его жизни (получение Нобелевской премии). Далее надо определить, где на этой шкале находятся наилучший и наихудший исход данной проблемной ситуации, а затем, где на шкале находится достаточно приемлемый исход (ДПИ). 

После того, как участники группы заполняют каждый несколько шкал для самых разных проблемных ситуаций, консультант определяет, какие ожидания и требования к себе, другим и миру имеет клиент. Обращайте внимание на шкалы, заполненные по принципу «все или ничего», где крайние точки находятся слишком близко к полюсам и максимально удалены друг от друга. Такие клиенты склонны к драматизации. 

Депрессивное мышление будет проявляться тем, что обе точки (наилучший и наихудший исход) находятся слева от середины шкалы (зона негатива), то есть человек видит мало различий между наилучшим и наихудшим исходом. В таких случаях, мотивация человека к изменениям и достижениям является низкой. Перфекционизм проявляется в том, что точка ДПИ смещена вправо (зона позитива) и очень близка к точке наилучшего исхода. Перфекционисты очень требовательны к себе, не добиваясь успеха, они чувствуют себя неудачниками. 

Метод №5 

Оценка самоэффективности клиента. Представления о собственной эффективности и успешности тесно связаны с осуществлением цели: 

  • завышенные ожидания приводят к занижению своей способности добиться цели и вызывают ощущение низкой самоэффективности; 
  • ощущение слишком высокой самоэффективности также негативно: например, представления людей с ОВЗ о том, что несмотря на заболевание, они могут справиться с любой работой. 

Для оценки самоэффективности (адекватная, заниженная, завышенная), клиент на такой же шкале, как из метода №4, должен отметить собственную способность справляться с проблемными ситуациями, отметив точки «достаточно приемлемый результат» (ДПР) и «возможный результат» (ВР) или результат, которого клиент, как он считает, может добиться. 

Метод №6 

Позволяет выявить атрибуцию — то есть чему или кому клиенты приписывают причины происходящих с ними событий. 

Для выявления локуса контроля, участники должны сконцентрироваться на своих проблемных ситуациях, определить, что, по их мнению, вызвало проблемы и представить все/другие возможные причины. Попросите выявить объективные доказательства за и против каждой из выдвинутых причин. Выберите причину с наибольшим числом «за» и наименьшим числом «против».

Метод №7 

Выявление низкой толерантности к фрустрации — это она ответственна за стремление драматизировать и преувеличивать интенсивность переживаемых негативных эмоций. 

Если клиенты говорят себе, что они не перенесут некоей эмоции (тревоги, тоски, страха), то это мешает им справляться со своими чувствами. Поэтому вместо того, чтобы противостоять «А», они пытаются убежать от него, чтобы избавиться от связанных с ним чувств, которые они оценили как ужасные. 

Чтобы выявить низкую толерантность к фрустрации, попросите участников составить список из 10 событий их жизни, которые их расстроили. Далее попросите оценить эти события по шкале от 1 до 10, где 1 — «Событие расстроило меня немного», 10 — «Событие ужасно меня расстроило, это был кошмар!». Затем попросите их на той же шкале оценить урон, понесенный ими вследствие этих событий. Разница в баллах покажет склонность клиентов к преувеличению и драматизации событий. 

Шкала позволяет клиентам в ситуации расстройства вспомнить о своей склонности к драматизации и попробовать снизить накал эмоций. 

Применимость методов

Для выравнивания самооценки могут быть использованы методы №№1-5. Для перевода локуса контроля во внутреннюю плоскость — метод №6. Для повышения мотивации — методы №№4,6 и 7. Для принятия мира не как фрустрирующей субстанции — метод №7.

Контраргументация

Дискутирование и аргументация — эффективные методы для ослабления иррациональных убеждений. Опровержение одной установки может «включить» такое эмоциональное (аффективное) состояние, которое нейтрализует или ослабит стимулы, запускающие негативные мысли и эмоции. Иррациональные мысли слабеют, если неоднократно оспаривать иррациональную идею. 

Для контраргументации могут применяться жесткие контраргументы: 

  • «Это совсем не так!» 
  • «Никому на этом празднике нет дела до того, выиграю ли я приз!» 
  • «Моя цель не в том, чтобы стать популярным, а в том, чтобы следовать своей мечте, даже если окружающие этого не одобряют» 

В идеале, консультант помогает клиентам сформировать иерархию ценностей и сформулировать аргументы, основанные на этой иерархии. Для этого клиентов просят найти как можно больше контраргументов для каждой иррациональной установки. Необходимо убедиться, что эти аргументы реалистичны и логичны.

Тренинги ассертивности

Консультант должен разъяснить участникам группы, что существует четыре способа справляться с собственными ошибками: 

  1. Быть пассивным — проигнорировать ошибку и притвориться, что ничего не произошло. Последствия — скорее всего, вы будете продолжать совершать ту же ошибку и не достигнете своих целей.
  2. Быть агрессивным — винить себя. Последствия — снижение самооценки и самоуважения, страх действовать из-за опасения совершить ошибку вновь.
  3. Быть пассивно-агрессивным — наказывать себя косвенно (например, выпивкой или перееданием, или совершением еще худшей ошибки). Последствия — эта тактика не позволит достичь целей или исправить ошибку.
  4. Быть ассертивным — честно признать, что вы допустили ошибку и уточнить причину ошибки. Определить, что в будущем надо сделать иначе, чтобы не повторить ошибку. Последствия — эта техника быстрее приводит к достижению цели без разрушительных эмоций. 

Самая эффективная техника тренинга ассертивности — ролевая игра. Участники составляют список типичных для них внутренних конфликтов, когда они совершают ошибки. Затем они озвучивают друг другу варианты внутренней реакции и обращают внимание на эмоции, которые вызывает у них каждый из четырех способов справиться с ошибками. 

Другой способ организации игры — это когда участник описывает воззрения на себя и на мир, а остальные участники записывают эти принципы и аргументы в подтверждение этих взглядов. Обычно клиенты защищают свои взгляды, приводя новые объяснения в ответ на контраргументы. Участники группы, включая тех, кто разделяет озвучиваемые взгляды, должны продолжать задавать вопросы, порождающие у клиента сомнения в отстаиваемых убеждениях.

Примеры рациональных мыслей, которые помогают избежать негативных эмоций: 

  1. Я могу быть счастлив, даже если все идет не так, как хотелось.
  2. Я могу быть счастлив, даже если у меня было плохое детство.
  3. Я могу простить себе прошлые ошибки.
  4. Настоящие опасности в основном находятся вовне. Ни одна мысль или эмоция не может принести мне вреда.
  5. Я не виновен в тех событиях, которые не могу контролировать.
  6. Я признаю, что временами я впадаю в депрессию или тревогу, но, чтобы в целом быть счастливым, я не должен избавляться от этих эмоций.
  7. Я могу позволить себе посмеяться над собой.
  8. Я не центр Вселенной для всех и каждого. Люди живут не для того, чтобы замечать мои ошибки.
  9. Мир создала природа, а не я. Он не должен следовать моим понятиям справедливости.
  10. Невозможно быть во всем лучше всех.
  11. Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что многое, волновавшее меня в прошлом, оказалось неважным и незначительным.
  12.  Если я не достигну славы, это не будет препятствовать прогрессу человечества. 
  13. Природа не наделила меня властью контролировать все, что происходит вокруг меня. 
  14. Беззаботной жизни нет ни у кого. Даже у тех, кто кажется счастливым, ее нет! Эта иллюзия создается, потому что мы недостаточно знаем таких людей. Но у всех есть яркие моменты в жизни (рождение ребенка, ночь с любимым человеком, победа в крупной игре, получение звания и т. д.). Единственная настоящая глупость — награждать эти светлые минуты мыслями: «Это недостаточно хорошо. И это все? Это не то, что я ожидал. Это скоро закончится? У других случаются более счастливые моменты».

Альтернативная интерпретация

Люди лучше запоминают первые впечатления от событий. Но первое восприятие события не всегда является лучшим. 

Участники должны научиться избегать поспешных оценок до тех пор, пока не получат больше информации. Для этого психолог просит участников в течение недели делать записи о самых неприятных эмоциях и активирующих событиях, которые возникали в течение этой недели. А также о своей первой интерпретации события. Попросите участников придумать еще 3-5 возможных правдоподобных интерпретаций для каждого события. Попросите оценить, какая из интерпретаций поддерживается объективными доказательствами.

Другой метод, способствующий объективизации в оценке событий, заключается в том, чтобы попросить участников выбрать конкретную цель, которой они хотят добиться в проблемной ситуации. Тогда, в отношении каждой возникающей мысли, клиент должен спросить себя, помогает ли эта мысль достичь цели. 

Примеры 

Иррациональное убеждение №1 

«Меня не приняли на работу, потому что я — инвалид». Цель — стать таким, чтобы снизить вероятность отказа в приеме на работу. 

Рациональное убеждение: «Меня не приняли, потому что я начал говорить о том, что многие должностные обязанности мне тяжело выполнять в силу моей инвалидности. Поскольку другим работодателям это также не понравится, то мне нужно изменить такое поведение, если я хочу трудоустроиться».

Иррациональное убеждение №2 

«Я должен быть все время начеку и избегать потенциальных опасностей, которые могут произойти». Цель: защитить себя.

Рациональное убеждение: «Беспокойство не защищает. Когда я столкнусь с какой-либо ситуацией, я в первую очередь определю, действительно ли она опасна. Если да, то я сделаю что-нибудь практичное, чтобы уменьшить опасность, если ничего уже нельзя сделать, я попытаюсь это принять, поскольку дальнейшие размышления об этом будут бесполезны». 

Иррациональное убеждение №3

«Я должен быть лучше всех». Цель: достичь совершенства.

Рациональное убеждение: «Лучший способ достичь совершенства — это сконцентрировать все свое время и энергию на задачах, которые я считаю для себя важными. Попытки добиться успеха во всем уменьшают шансы достичь каких-либо целей вообще».

Логический анализ

Фразы, выражающие эмоции, трудно оценить как истинные или ложные убеждения. Поэтому необходимо выявить установку, лежащую в основе эмоции. 

Для этого просите участников группы как можно более подробно рассказать о своих чувствах в связи с проблемной ситуацией. Попросите других участников выявить оценочные или императивные суждения (суждения долженствования) и перевести эти суждения в утверждения, истинность или ложность которых может быть подтверждена. Например, клиент утверждает, что чувствует себя никчемным человеком, потому что он не богат. Подразумеваемое суждение заключается в том, что ценность человека зависит от количества денег. 

Определите понятия. Например, в ответ на утверждение «Я — неполноценный человек», следует спросить: «Что в вас неполноценно? Что значит для Вас быть неполноценным? Неполноценный по сравнению с кем? Когда? Все время или только иногда? Во всем или только в отдельных вещах? Какую шкалу вы используете, чтобы оценить свою неполноценность?» После этого перепишите утверждение, включая в него новые определения. Обычно клиенты, прочитав переписанное утверждение, соглашаются с тем, что оно выглядит смешным и глупым. 

Логические ошибки

Логические ошибки проистекают из ошибок восприятия (сверхобобщение, драматизация), либо являются логическими искажениями и возникают из-за установления ложных связей между случайными событиями. 

Наиболее распространенные логические ошибки: 

Генерализация (сверхобобщение) — отдельные примеры или события распространяются на все остальное: 

  • «Я не сумел сдать тест по математике, значит, не сдам и тест по физике» 
  • «Я не такая красивая, как моя подруга, потому что она выше ростом»

Персонализация — случайные события воспринимаются как угроза или предупреждение: 

  • «Я попал в больницу с аппендицитом, потому что Бог наказывает меня за мои грехи» 
  • «Я опоздал на поезд, тому должна быть причина. Это предупреждение мне о чем-то»

Увековечивание — перевод кратковременных событий и явлений в категорию долговременных:

  • «Я никогда не буду счастлив»

Поиск виновного — поиск того, кого можно обвинить, когда что-то идет не так: 

  • «В том, что я не могу найти работу, виноваты работодатели, которые предвзято относятся ко мне (или я сам, потому что я стал инвалидом») 

Патологизирование — присваивание поведенческим особенностям статуса заболевания: 

  • «Тот, кто все время испытывает тревогу, действительно болен»

Перфекционизм — выбор для себя и других высших стандартов, даже если никто не может их достичь, и использование этих стандартов как мерила для определения ценности себя и других: 

  • «Я должен быть лучше всех»

Дихотомическое мышление — мышление по принципу «все или ничего» или «черное и белое»: 

  • «В этом мире ты или победитель, или проигравший»

«Ужастификация» — предвидение наихудшего исхода для любого события: 

  • «Эта боль означает, что у меня рак» 
  • «Если я не получу по этому предмету «5», я никогда не поступлю в университет»

Долженствование — перевод из «хочу» в «надо»: 

  • «Чтобы стать счастливой, я должна стать великой певицей» 

Синдром непризнанного принца — притязания на привилегии: 

  • «Я не должен заниматься всеми вещами, которыми меня вынуждают заниматься на работе»
  • «Почему я должен стоять в очереди в аэропорту?»

Неэкономные рассуждения — предпочтение более сложных объяснений более простым 

  • «Тебе не нравится, когда я тебя критикую, потому что с отцом у тебя были сложные отношения с матерью»

Эгоцентрическая ошибка — предположение, что раз ты являешься центром собственного мира, то ты центр других миров: 

  • «Все должны любезно со мной обращаться» 
  • «Мир должен быть справедливым»

Субъективная ошибка — представление, что человек является причиной поведения и эмоций других: 

  • «Я делаю своего мужа несчастным» 

Представление о том, что если событие возможно, то оно вероятно

  • «Если что-то плохое может произойти, то оно неизбежно» 
  • «Опасно летать на самолетах»

Конкуренция — суждение о себе на основании сравнения с другими: 

  • «Я плохо плаваю, потому что многие плавают лучше» 

Поиск уважительной причины

Опасен тем, что, найдя причину своих страданий, люди перестают стремиться изменить что-то в себе. Решение — предложить участникам найти самую неблаговидную причину своих убеждений и сравнить её с уважительной

Например, психотерапевт, практикующий психоаналитический подход, в качестве причины приверженности этому подходу говорит, что это направление психотерапии является единственным, которое работает с глубинными причинами, а не с поверхностными симптомами. Неблаговидная причина заключается в том, что психоаналитическая терапия является долгосрочной, а значит, каждый клиент приносит доход терапевту в течение нескольких лет и даже десятилетий. 

Связующие элементы. Техника наведения мостов

Клиенты лучше усваивают новую информацию, если отдельные элементы этой информации уже заложены в их памяти. Общие элементы между старым и новым — это мосты между иррациональными и рациональными убеждениями. 

Внимательно проанализировав старое убеждение, можно выявить мосты к рациональной установке. Определив мосты, начинайте работать над изменением убеждений от старых к новым. Практика должна продолжаться до того момента, пока старая установка не будет смещена новой. 

Пример: 

  • Иррациональная установка — «Люди — жестокие и злые»
  • Рациональная установка — «Люди — это люди. Они могут вести себя разочаровывающе, а могут вести себя вдохновляюще, точно также, как и Вы сами» 

Мостом в этом примере служат люди и их поведение. 

 

Теоретические представления терапии реальностью

В основе подхода Глассера — теория контроля. Она изучает поведение динамических систем, имеющих большую или меньшую степень согласованности с окружающей средой. 

Основная цель состоит в том, чтобы так контролировать систему, чтобы ее выход (реакция системы) следовал за желаемым управляющим сигналом, сила которого может быть фиксированной или меняться. Для этого создается контроллер, который контролирует выход и сравнивает его с управляющим сигналом. Разность между фактическим и желаемым выходом, называемая сигналом ошибки, является обратной связью. Сигнал обратной связи посылается на вход системы, чтобы приблизить фактический выход (реакцию) к желаемому (добыл много еды — мало — не добыл совсем).

Поведение человека — это его способ контролировать свое окружение, чтобы удовлетворить свои потребности: 

  • физическую потребность в выживании и размножении
  • психологическую потребность в принадлежности (любить, быть любимым, быть членом группы, сотрудничать). Эта потребность может быть удовлетворена семьей, друзьями, домашними животными и объектами (автомобиль, гаджет) 
  • потребность в том, чтобы влиять на свое окружение (the need for power) благодаря обучению, достижениям, ощущению себя достойным, компетентным и побеждающим. Может быть удовлетворена высоким статусом, признанием и повиновением других. Потребность в могуществе соперничает с потребностью в принадлежности, что может приводить к конкуренции
  • потребность в свободе, включающая независимость и автономию при одновременном выполнении своих обязанностей. Может конкурировать с потребностью принадлежать 
  • потребность в веселье, получении удовольствий, радости и релаксации (the need for fun). Развлечение необходимо, чтобы облегчить процесс обучения и усилить мотивацию 

Методы терапии реальностью

На начальном этапе следует определить потребности участников тренинга. Затем идет оценка их поведения, направленного на удовлетворение потребностей. Оценка производится при помощи вопросов о том, что они делают, чтобы добиться желаемого, и как это поведение способствует обретению желаемого. Если в результате используемого поведения потребность не удовлетворяется, следует спросить, что могло бы быть лучше, и какие шаги надо предпринять, чтобы добиться улучшений, благодаря которым разница между фактическим и желаемым исходом (картинкой в голове) начнёт сокращаться. 

Цели

  1. Повышение осознания собственного выбора и попыток контролировать удовлетворение своих потребностей при помощи выбранного поведения
  2. Создание чувства ответственности за осуществление выбора
  3. Прояснение и идентификация основных потребностей
  4. Создание реалистичных картин в голове
  5. Оценка эффективности комплексного поведения в рамках удовлетворения потребностей и выбор поведения, адекватного необходимости
  6. Помощь в осуществлении адаптивного поведения, ведущего к удовлетворению потребностей
  7. Освобождение от контролирующего поведения других

С чего начинается консультирование 

Шаг №1 — пояснить клиенту, что каждый человек сам выбирает способы формирования своей жизни и несет ответственность за свои выборы. 

Шаг №2 — прояснение основных потребностей клиента. Консультант спрашивает, чего человек хочет вообще и чего он хочет именно сейчас. Задачей консультанта является прояснение того, насколько клиенты хорошо осознают связь между своим поведением, направленным на удовлетворение «хочу» и его потенциальным удовлетворением. Для этого клиентов просят описать картины в голове как можно более детально. 

Шаг №3 — коррекция картин, основанная на реальности. Например, если клиент хочет изменить кого-то, его переориентируют на изменение самого себя, поскольку, если его поведение изменится, ответная реакция другого на это изменившееся поведение также будет другой. Хорошая техника описана Брайли. Клиента спрашивают, какую потребность (любовь, влияние, свободу или радость и веселье) он бы выбрал сегодня, если бы у него была такая возможность. Ответ на этот вопрос помогает консультанту прояснить, на чем, в первую очередь, должно быть сфокусировано консультирование. Кроме того, когда клиент понимает, какие существуют потребности вообще, и какую из них он хочет удовлетворить в первую очередь, ему легче создавать картины в голове. 

Шаг №4 — оценка комплексного четырехкомпонентного поведения клиента. В процессе этой оценки консультант проясняет для себя текущее поведение клиента, направленное на удовлетворение потребности, и степень его адекватности цели. Для этого клиента спрашивают, что он делает для удовлетворения своей потребности, какое поведение он выбирает. Главный фокус делается на действиях и мыслях, поскольку эти компоненты поддаются изменению. Важно также найти в поведенческом репертуаре паттерны эффективного поведения, на которые можно будет опираться в процессе изменения неадаптивных выборов.

В рамках помощи в осуществлении адаптивного поведения, ведущего к удовлетворению потребностей, консультант помогает клиентам составить непредвзятое мнение о своем поведении в свете удовлетворения своих потребностей, спрашивая клиентов, помогает ли их поведение получить то, что они хотят, и если да, то как. Является ли это поведение наиболее оптимальным и лучшим выбором? Что могло бы быть лучше? Что можно сделать прямо сейчас? Клиент должен сам выработать формы альтернативного поведения, а не получить их в готовом виде от консультанта.

Шаг №5 — поиск вариантов альтернативного поведения и выработка реалистичного пошагового плана по достижению целей (удовлетворению потребностей таким образом, чтобы они приближались к картинам в голове, фокусируясь на действиях и мыслях). Планы должны быть выполнимы, чтобы поддерживать мотивацию клиента.

С этого момента клиент и консультант совместно оценивают прогресс в осуществлении планов. 

Важный момент, на который консультант всегда обращает внимание, заключается в том, что клиенту приходится брать на себя обязательства по выполнению своих планов. Принимая на себя ответственность за свою жизнь, они усиливают чувство контроля над жизнью. 

Развитию адаптивного альтернативного поведения способствуют ролевые игры. Например, если клиент говорит, что он хочет заработать денег, то консультант или участники группы могут играть роль работодателя, проводящего собеседование.

Оценка прогресса в осуществлении планов производится на основе выполнения домашних заданий, которые позволяют консультанту проверять достижения клиентов.

Консультант может пойти на конфронтацию с клиентом, спросив: «Вы сказали, что собираетесь это делать, но когда Вы начнете?» Если клиент пытается использовать привычные дезадаптивные формы поведения, чтобы контролировать консультанта, консультант прямо говорит клиенту, что тот вновь использует свои старые приемы, которые никак не помогут получить контроль над консультантом. 

При этом любой, даже маленький шаг клиента в сторону изменения поведенческих паттернов и жизненных выборов поощряется консультантом. 

Общая структура тренингов

Независимо от выбранного метода психотерапии, структура тренингов строится на следующих основаниях:

— Психолог работает на установление адекватной самооценки, перенос локуса контроля во внутренний план, повышение мотивации и установление адекватных ожиданий от собственного будущего, а также на принятие мира, даже если он несправедлив (в случае инвалидов этот аспект приобретает особую актуальность в связи с наличием инвалидизирующего диагноза)

— Психолог придерживается определенной структуры проведения тренингов, даже если участники группы сами определяют тему конкретной встречи. Суть этой структуры заключается в четырехступенчатом процессе группового консультирования:

  1. Наблюдение. На первой встрече психолог описывает участникам теоретические основания своей работы (модель АВС по Эллису или выбор некоего поведения, чтобы удовлетворить свои потребности по Глассеру). Далее участникам раздается либо список иррациональных установок по Эллису, либо список потребностей по Глассеру, с тем чтобы каждый участник группы принял общую идею о том, что качество его жизни может быть улучшено, и если это так, то почему бы не попробовать сделать это в процессе еженедельных групповых встреч. Первая ступень направлена на принятие каждым участником факта неадаптивности определенных паттернов своего поведения, что они мешают ему в установлении адекватного уровня самооценки или внутреннего локуса контроля, принятии мира, установлении достаточной мотивации для свершений, а в конечном итоге его собственное поведение в мире мешает ему достичь желаемого. На этой ступени психолог занимается сбором информации о наиболее проблемных зонах каждого участника своей группы.
  2. Инвентаризация. Психолог старается собрать информацию о потенциальных ресурсах, которыми владеет каждый участник, и на которые он будет опираться в работе. Если консультант выбирает работу в рамках РЭПТ, то он выявляет самоэффективность и ожидания участников. В случае работы в рамках терапии реальностью производится оценка комплексного четырехкомпонентного поведения участников группы. 
  3. Стимуляция. Предполагается, что участники уже знают, что в их собственном поведении или восприятии окружающего мира может мешать им в достижении желаемого. Консультант стремится стимулировать участников к самостоятельной работе над собой. В случае работы в рамках РЭПТ участники уже могут находить логические ошибки в своем восприятии окружающей действительности и причины своего поведения в разнообразных ситуациях. В случае работы в рамках терапии реальностью участники самостоятельно задают себе вопросы о том, как их актуальное поведение помогает в достижении намеченных целей, и что могло бы быть лучше. На этой ступени консультант помогает участникам группы вырабатывать более эффективные и адаптивные модели поведения.
  4. Расширение целей. Консультант способствует расширению целей участников группы — не только трудоустройство, но и профессиональное развитие, насколько это возможно, расширение социальных связей в трудовых коллективах и т.д. Эта ступень помогает избежать эскапизма (ухода по собственному желанию вскоре после трудоустройства). Расширение реалистичного пошагового плана в рамках терапии реальностью или техника наведения мостов в рамках РЭПТ (психолог связывает имеющиеся адаптивные установки инвалидов с новыми целями).